«Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)
В теории кино Делез производит аналогичную инверсию: во главу угла ставит не режиссера или кинотекст, а зрительское восприятие этого кинотекста. В отличие от большинства киноведов, для Делеза кино не выводится из фотографии («движущаяся картинка»), а является чем-то ей противоположным: фотография – изначально статичный, застывший феномен, фильм – изначально динамический образ-движение, не сводимый к отдельно взятому образу-изображению. Зритель в этом случае – не активный субъект, и воспринимающий, и воспроизводящий образы, связывая их в свою личную систему восприятия, а пассивный, только воспринимающий субъект. Такая пассивность позволяет ему видеть образы как единичные, случайно повторяющиеся, и эта случайность дает зрителю возможность понять смысл увиденного (а не создать взамен него свой собственный смысл). По Делезу, кино – система образов, которая принципиально хаотична, не имеет никакого центра.
Понятия кадра, плана и монтажа Делез использует не в привычном киноведческом понимании, а как обозначения актов перцепции, с помощью которых образ обнаруживает различие в самом себе. Здесь кадр = множество элементов, монтаж = единство фильма и его идеи, план = образ-движение как таковой (т.е. «точка зрения зрителя, приведенная в движение»)..
Образ-движение – сложное перцептивное образование, представляющее в сознании зрителя не набор статичных картин, а сам процесс изменения (= становления) образов пространства, времени, в конечном счете – смысла. Он состоит из таких составных частей, как образ-перцепция (пространство-в-становлении), образ-действие (время-в-становлении), образ-переживание (результат движения, событие).
Образ-время – второе ключевое понятие Делеза: иной способ мыслить время, исходя из хаотической системы образов, не имеющей центра; в этом случае зритель «прикасается» к времени, но не создает себе о нем никакого систематического представления, которое бы подменило собой воспринимаемое время. Образ-время позволяет так же познать само время (а не наши собственные реконструкции), как образ-движение позволяет познать пространство. Эволюция мирового кинематографа, по Делезу, – это эволюция от образа-движения к образу-времени: появление звука, цвета, технических возможностей съемки, развитие неореалистических направлений ослабляют метафоричность действия, повышают ощущение присутствия вещи, которую и стремится познать Делез, выйдя за пределы сознания вовне. [Он, как и Кракауэр, – во многом феноменолог.]
NB: Реальность, к которой стремится Делез, – не реальность, в которой существует зритель, а внутренняя реальность самого кино. Образ-движение и образ-время позволяют реальности кинематографа находиться в вечном процессе развития – становлении, не застывать (как фотография).
→ Делез Ж. Кино. М., 2003. [Там же (с. 11–36) см. предисловие О. Аронсона «Язык времени», обобщающее теорию Делеза.]
1Цит. по: Из истории французской киномысли: Немое кино 1911–1933 гг. / Сост. М.Б. Ямпольский. М.: Искусство, 1988. С. 18.
2Деллюк Л.Фотогения. М.: Новые вехи, 1924. С. 22.
- Основные понятия семиотики кино
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 1
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 2
- Киноцитата, интертекстуальность в кино
- Монтаж – 1
- Монтаж – 2
- Перспектива. Композиция кадра. Свет
- Хронотоп. Ритм
- Актер. Жест и мимика
- Точка зрения
- Кинематографические направления (общие типологические сведения).
- Зарождение кинематографических школ. Французская киномысль первой трети XX века
- «Фотогения»
- Формалисты
- Сборник «Поэтика кино» (1927)
- Тынянов ю.Н. «Кино – слово – музыка» (1924)
- Сергей Эйзенштейн
- По ту сторону игровой и неигровой (1928)
- О форме сценария (1929)
- Монтаж (1938)
- Бела Балаш и советские кинотеоретики 1920-х годов
- Бела Балаш
- Рудольф Арнхейм
- Зигфрид Кракауэр
- «Теория фильма» (1960)
- Андре Базен
- «Что такое кино?» (4 тома, 1958–1962)
- Тартуско-московская школа
- «Поэтика композиции» б.А. Успенского
- Умберто Эко
- «Отсутствующая структура» (1968)
- Ролан Барт
- «Проблема значения в кино» (1960)
- «Camera lucida: Комментарий к фотографии» (1980)
- Американская кинокритика
- Жиль Делёз
- «Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)