Билет № 36: Культурология журналистики
В общем, культурология разделяется на два направления: гуманитарное (литературоведение, мифология, религоведение и т.п.) и социально-научное (этнография, социология и лингвистика). Культурология журналистики занимает пограничное положение между этими направлениями. Журналистское произведение как культурно-эстетический продукт СМИ творит небытие силой художественного воображения и представляет собой отражение реальности.
Постепенно рождается в рамках культурологии направление – теория и методология социокультурного воспроизводства. Предметный аспект культурологии журналистики: СМИ как источник формирования культурных стереотипов, этнических стереотипов, практика взаимодействия культур и толерантность. СМИ решают задачу воспроизводства культурной самоидентичности и в то же время соотношения со стереотипами и символами культуры.
В современной культурологии выделяют технологическую, деятельностною и ценностную коцепцию культуры. Культурология журналистики опирается на последнюю концепцию, т.к. способствует формированию ценностного потенциала общества.
СМИ и журналистская деятельность обуславливают динамику культуры и в то же время являются ее продуктом.
Субъектом культурных процессов всегдя является отдельный человек, журналст, развивающий культурные образцы и нормы, порождающий новые культурные формы. Культурология журналистики разрабатывает методологию доведения информации до аудитории, в этом контексте – журналистика – агент социализации.
Культурология журналистики представляет собой совокупность знаний о способах осуществления журналистской деятельности, о знаково-коммуникативных технологиях информ. связей между специалистами СМИ, о социальной коммуникации, о способах трансляции социального и культурного опыта – иными словами о социальном воспроизводстве общества.
Исследования в культурологии журналистики в наше время посвящены социокультурным процессам, порождающим новые культурные формы или явления, проблемам субъективации культуры личности, культурной семантике журналистской деятельности.
Культура в деятельности журналиста выполняет функции социализации, социального воспроизводства, интеграции и т.д.
Задача журналиста в этом аспекте – сформировать знания индивида об основных социальных институтах, о традициях, нормах морали и ценностях, о языке социальной коммуникации и т.д.
Журналистика решает задачи повышения уровня культуры, сохранения духовных ценностей, формирования условий для развития личности.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми