logo search
ОТЖ (2)

Билет № 36: Культурология журналистики

В общем, культурология разделяется на два направления: гуманитарное (литературоведение, мифология, религоведение и т.п.) и социально-научное (этнография, социология и лингвистика). Культурология журналистики занимает пограничное положение между этими направлениями. Журналистское произведение как культурно-эстетический продукт СМИ творит небытие силой художественного воображения и представляет собой отражение реальности.

Постепенно рождается в рамках культурологии направление – теория и методология социокультурного воспроизводства. Предметный аспект культурологии журналистики: СМИ как источник формирования культурных стереотипов, этнических стереотипов, практика взаимодействия культур и толерантность. СМИ решают задачу воспроизводства культурной самоидентичности и в то же время соотношения со стереотипами и символами культуры.

В современной культурологии выделяют технологическую, деятельностною и ценностную коцепцию культуры. Культурология журналистики опирается на последнюю концепцию, т.к. способствует формированию ценностного потенциала общества.

СМИ и журналистская деятельность обуславливают динамику культуры и в то же время являются ее продуктом.

Субъектом культурных процессов всегдя является отдельный человек, журналст, развивающий культурные образцы и нормы, порождающий новые культурные формы. Культурология журналистики разрабатывает методологию доведения информации до аудитории, в этом контексте – журналистика – агент социализации.

Культурология журналистики представляет собой совокупность знаний о способах осуществления журналистской деятельности, о знаково-коммуникативных технологиях информ. связей между специалистами СМИ, о социальной коммуникации, о способах трансляции социального и культурного опыта – иными словами о социальном воспроизводстве общества.

Исследования в культурологии журналистики в наше время посвящены социокультурным процессам, порождающим новые культурные формы или явления, проблемам субъективации культуры личности, культурной семантике журналистской деятельности.

Культура в деятельности журналиста выполняет функции социализации, социального воспроизводства, интеграции и т.д.

Задача журналиста в этом аспекте – сформировать знания индивида об основных социальных институтах, о традициях, нормах морали и ценностях, о языке социальной коммуникации и т.д.

Журналистика решает задачи повышения уровня культуры, сохранения духовных ценностей, формирования условий для развития личности.