26. Сми во взаимодействии с аудиторией.
Из монографии Нескрябиной О.Ф.: (2 глава)
Считает ли журналист себя единым целым со своей аудиторией, или он склонен мыслить в категориях «Мы» – журналисты и «Они» – публика? – из исследований предпочтений аудитории известно, что люди хотят не столько потреблять информацию, сколько участвовать в медиапроцессе. Людям интересно заявить о себе.
«Мы и Они» – неравенство журналистов и аудитории проявляется в том, что психическая деятельность коммуникатора и коммуниканта описывается по-разному.
Коммуникатор взаимодействует «со стороны личностных характеристик, особенностей самоотношений и самоактуализации в общении,…телевизионная аудитория со стороны ее индивидуальных особенностей восприятия и процессов понимания целей и содержания передачи…» (Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации: учебное пособие;2002 г). Аудитория предстает в качестве объекта, а коммуникатор в творческой роли субъекта медиаобщения. У такого взгляда есть свои резоны, ролевые различия существуют. Но это именно различия, а не антиномия: активный субъект – пассивный объект воздействия.
В противопоставлении «Мы-Они» можно предположить неосознаваемый перенос собственных мотивов на публику: «публика хочет это видеть», вместо: «мне самому это интересно».
Часто журналисты совершают следующую ошибку: стремление отождествлять свойства подачи информации с ее восприятием (сообщение не есть его прочтение); социальные психологи установили факт ассиметрии между тем, что и как человек думает о себе, и что и как он думает о других («Я так подумал, значит так подумают другие», «Я так не думаю, но считаю, что это вполне логично, и значит, так думают многие», «Я-то так не подумаю, но другие скорее всего подумают»). Эти и иные возможные варианты имеют психологические основания и ограничения, которые надо знать медиа специалисту, чтобы точнее представлять связь между собой и своей аудиторией. Мы должны помнить, что тот, кому мы хотим донести информацию – прежде всего индивидуальность!
В монографии Нескрябиной О.Ф. так же есть такое суждение, что в журналистском сознании присутствует что-то похожее на манию величия, что журналисты «фактически занимают место «пророка» или «оракула» во взаимоотношениях индивидуального и коллективного сознания». Она подкрепляет это материалом Болталина С.А. с характерным названием «Журналист как законодатель общественного мнения», который пишет: «Посредством печатного или звучащего слова журналист доносит до сограждан те идеи, ценности, которыми они живут»
ОШИБКА! Самосознание СМИ проявляется в том, какие теории медийной коммуникации популярны в профессиональной среде. Прежде всего, это М.Макклюен с его тезисом «Средство есть сообщение». Это утверждение читается так, что медиа являются не посредником, а творцом содержания информации, что в них делаются открытия и формулируются все идеи об окружающей нас действительности. Нельзя сказать, что это полная неправда, но это очень сильное преувеличение.
Журналисты часто объясняют качество нынешней журналистики потребностями аудитории, которые проявляются в рейтингах программ, но это скорей один из вариантов защиты самих же журналистов. Хотя доля истины в этом есть, но и некая уловка.
Недовольство информационной политикой СМИ – массовое явление в нашем обществе, и в то же время, эта политика строится на предпочтениях аудитории. Отчасти, это парадокс. Ничего удивительного, психика человека как раз то место, где рождаются парадоксы! Это можно объяснить следующими психическими закономерностями: Первая: у большинства людей не совпадают сиюминутные мотивы и долгосрочные («Хорошо бы на ТВ было больше образовательных программ, но сейчас я устал и посмотрю боевик»). Вторая: эффект массы или «мой голос ничего не решает» (многие зрители недовольны присутствием насилия в СМИ; и при этом они создают рейтинг агрессивному ТВ, включая определенный канал). Третья: эффект «Я – это другое дело» (на вопрос, оказывают ли СМИ отрицательное воздействие на моральное и правовое сознание общества, многие отвечают уверенное «Да», исключая себя из абстрактного множества «сознание общества»).
Чтобы оценить отношение аудитории к СМИ, недостаточно одних рейтингов. Надо задавать людям вопросы: довольны ли они своим досугом, состоянием культуры, общественной моралью, наконец.
Вопрос Двусторонний и односторонний режим функционирования СМИ):
В теории коммуникации выделяют два контура циркуляции информации. Первый контур включает канал СМИ и аудиторию. Второй контур представляет собой обмен мнениями по поводу увиденного, услышанного и прочитанного. Адресаты «оценивают сведения, полученные из СМИ, с учетом суждений о них авторитетных людей – лидеров мнений, имеющих собственные взгляды на события и характер их освещения в масс-медиа» Роль второго контура в наше время не всегда заметна. Некоторые теоретики склонны ее вообще игнорировать. Она возрастает в периоды политических компаний и в ситуации, когда человеку предстоит серьезный выбор: за кого проголосовать, где найти надежных дилеров и т.п. Тогда реципиент не полагается на политическую и коммерческую рекламу, а ищет экспертов, или советчиков из числа своих знакомых.
Восприятие информации – процесс, индивидуализированный по многим параметрам. Личность обладает когнитивной уникальностью, свободой и целостностью. Хотя разные люди обладают когнитивной индивидуальностью в очень разной степени. Уникальность, свобода и целостность – взаимосвязанные характеристики. Когнитивная уникальность состоит не просто в колоссальном разнообразии информации, которой обладают индивиды. Она является следствием таких процессов как мотивация, выбор и творчество.
Термин «интернальность» (может быть полезен для оценки профессионального самосознания) - это когда личность берет ответственность на себя, объясняя события, происходящие в ее жизни собственными решениями, характером или способностями («экстернальность», когда ответственность за происходящее перекладывается на внешние события). Некоторым сегментам отечественной журналистики стоит начать «жить заново» и перестать перекладывать ответственность за качество СМИ на потребителя или на объективные обстоятельства.
Журналист - профессионал сам выбирает позицию. Он может принять установку на истинное и глубокое самосознание, а может предпочесть оборону, созданную из защитных механизмов психики.
По учебнику Богомолова Н.Н. «Социальная психология массовой коммуникации»:
Одной из особенностей массовой коммуникации является ее ярковыраженная социальная направленность. Использование технических средств приводит к тому, что общение в рамках МК, обязательно носит организованный характер. Межличностное же общение стихийно.
Отсроченная обратная связь, то есть, которая возникает не в процессе общения коммуникатора с аудиторией, а лишь после окончания передачи или прочтения сообщения. Поэтому диктуемые сообщения должны быть максимально четкими и понятными для самой широкой аудитории. Кроме того, отсутствие обратной связи, как правило, не дает возможности сразу заметить и исправить допущенную оговорку или ошибку.
Аудитория СМИ носит стихийный и неорганизованный характер.
Аудитория является анонимной для коммуникатора.
Аудитория разобщена часто на небольшие группы.
Разнообразная по составу
Непостоянная
Не имеющая четких границ, но обладающая определенным ритмом.
Можно отметить и ситуативнй характер аудитории СМИ, так как она возникает только в ситуации краткого или продолжительного взаимодействия с определенными каналами СМИ.
Признаки сообщения:
Направленность информации. Отсутствие непосредственной обратной связи в СМИ придает потоку массовой информации однонаправленный характер от коммуникатора к аудитории. Это приводит к постоянству коммуникативных ролей в массовой коммуникации в отличие от межличностного общения лицом к лицу, где обычно во время разговора происходит попеременная смена коммуникативных ролей.
Возрастающие потоки сообщений, делают процесс восприятия и понимания и оценки все более сложными. Все это приводит к такой особенности массовой коммуникации, как "двуступенчатый характер" массовой коммуникации. Суть явления в том, что часть информации человек получает не через непосредственно СМИ, а от других людей, которые узнали информацию через СМИ.
Массовая коммуникация - это процесс обращения массовой информации, который невозможен без использования специальных технических средств распространения этой массовой информации, таких как печать, радио, телевидение, интернет.
Универсальная структурная модель СМИ - коммуникатор, сообщение, канал, аудитория (реципиенты), получаемый эффект.
Стороны общения!!!
Информационная (получение информации)
Перцептивная (восприятие аудиторией информации)
Интерактивная сторона общения (взаимодействие аудитории и коммуникатора).
Парасоциальное взаимодействие возникает тогда, когда респонденты, особенно часто телезрители, воспринимают коммуникаторов СМИ, как своих реальных знакомых и создают себе иллюзию общения с ними.
Социальные функции:
Социально-психологические функции.
А.А. Леонтьев и Ю.А. Шерковин отмечают выделение двух видов функций общения: социальную и социально-психологическую. Дж. Доминик же выделил потребность в познании, отвлечении, потребность в "уходе от дел".
По восприятию!!!!
Как утверждает Г.М. Андреева, информация СМИ физически не может служить зеркальным отображением реальности из-за ее многообразия.
Социальные стереотипы аудитории!!! Впервые этот термин использовал У. Липпманн в 1922 году. Согласно Липпманну - стереотипы - это упорядоченные, детерминированные культурой "картинки мира" в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку.
Характеристики социальных стереотипов: Упрощенность и схематичность образа социального объекта; Широкая распространенность; Эмоционально-оценочный характер представлений; Стабильность, устойчивость стереотипных представлений; Неточность стереотипных представлений
- 1. Глобальное информационное пространство и массово-информационная деятельность.
- 2. Медиасистема и ее свойства.
- 3. Журналистика как социально-политический институт
- 4. Журналистика и общественное мнение.
- 5. Журналистика в информационном обществе: тенденции и прогнозы.
- 6. Типология сми.
- 4. Легитимность.
- 5. Качественная и массовая пресса.
- 7. Газетная и журнальная периодика в системе сми .
- 8. Телевидение в системе сми
- 9. Жанровая структура телевидения в аспекте развлекательности (инфотейнмент, сериалы, ток-шоу, реалити-шоу).
- 10. Сми в пространстве Интернета.
- 11. Организация работы сми в условиях рынка.
- 12. Основные понятия и концепции экономики и управления сми.
- 14. Связи с общественностью: сущность и функции
- 1. Особенности связей с общественностью как профессиональной деятельности
- 2. Характеристики информации, которую структуры по связям с общественностью поставляют обществу.
- Инициированность.
- Функции структур по связям с общественностью.
- 4. Основные социальные контрагенты структур по связям с общественностью (группы общественности).
- 5. Модели pr-деятельности и тенденции их развития.
- Стратегические и тактические цели деятельности структур по связям с общественностью. Средства достижения этих целей.
- 16. Журналистика как род творческой деятельности.
- 18. Журналистика новостей.
- 19. Аналитическая журналистика. Методы и жанры.
- 20. Методы работы журналиста с источниками информации
- 21. Журналистика расследования. Метод включенного наблюдения. «Копатели» от Гюнтера Вальрафа, Уотергейта до наших дней.
- 22. Правовое регулирование деятельности сми.
- 1.Сведения в военной области:
- 2.Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3.Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4.Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- 24. Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 25. Сми и проблемы манипулирования массовым сознанием.
- 26. Сми во взаимодействии с аудиторией.