39.Информационная политика сми и формы ее реализации.
Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы, направления.
Типологические характеристики издания (программы) свое «внешнее» проявление находят прежде всего в регулярном проведении проблемно-тематических линий, разрабатываемых с принятых редакцией социальных позиций, ее идейных основ. Первая задача при определении проблемно-тематических линий состоит в выборе: либо быть универсальным, т.е. стремиться отображать все разнообразие явлений жизни, либо специализироваться на нескольких «избранных» пластах жизни, либо сосредоточиться на одной проблемно-тематической линии. К первой группе относятся, например, «Известия» и «Правда», ко второй - «Культура» и «Коммерсант», к третьей - «Совершенно секретно» и «Ваши шесть соток».
Конкретно эти проблемно-тематические направления воплощаются в постоянно ведущихся рубриковых передачах и материалах. Материалы могут объединяться в рубрики по разным признакам. (рубрики, дающие тематический срез жизни («Панорама», «Горячие новости», «XX век в лицах», «Взгляд сквозь годы»). Затем - рубрики проблемного типа («Мнения», «Ищем решение», «На перекрестке взглядов»). рубрики по жанровому признаку («Актуальный репортаж», «Воскресный фельетон») и по типу ситуаций ( «Чрезвычайная ситуация», «Следим за событием» «Расследование»).
Комплекс рубрик - небольшой по количеству, но характерный для издания (программы) - как бы создает систему ориентиров и для журналистов, и для аудитории, определяя основные направления деятельности, области повышенного интереса редакции и своеобразные способы их разработки.
Важной формой реализации проблемно-тематических линий, составляющих суть направления издания или программы, является организация кампаний. Кампания - это требующее особого планирования интенсивное, относительно краткосрочное ведение актуальной темы, определяемой теми или иными важными событиями данного отрезка текущей жизни. Ее тематической основой могут быть важные события и хозяйственной, и культурной, и спортивной, и любой другой сферы жизни. Цель кампании обычно связана с достижением четко определяемых редакцией пропагандистской, агитационной, организационной задач, поэтому она имеет некий «сюжет», определяющий динамический характер композиции.
Ведение проблемно-тематических линий обязательно включает планирование, подготовку и публикацию имеющих принципиальный характер для данного издания (программы) крупных отдельных материалов.
По мере возрастания личностно-авторского начала в журналистике большое значение приобретают регулярные выступления ведущих журналистов-публицистов подаваемых например под титулом «Мнение политического обозревателя» или «Авторская программа».
В соответствии с особенностями идейного характера осмысления явлений действительности в каждом СМИ публикуются произведения различной направленности.
Позитивно-утверждающая направленность характерна для тех произведений журналистов, в которых по отношению к тому или иному явлению складывается в целом положительная оценка, хотя отдельные стороны его могут подвергаться критике. при этом принципиально важны трезвость оценок, отсутствие иллюзий и преувеличений, умение видеть каждое явление в соотношении с другими и в перспективе развития и нетерпимы пустое славословие и шумиха.
Критическая направленность журналистского творчества предполагает открытое неприятие всего того, что в соответствии с социальной позицией СМИ негативно сказывается на движении общества вперед, что оказывает сопротивление на пути к «желаемому будущему». При этом критика не должна быть бездоказательной, оскорбительной, крикливо-скандальной
Особой разновидностью критических выступлений являются материалы, имеющие сатирическую направленность. Сатира - важное оружие в борьбе с тем, что мешает прогрессу, она способствует развенчанию проводников ложных идей и проповедников негодных решений, избавлению от представлений о могуществе сил прошлого.
Особой формой критики являются произведения полемической направленности. Полемика - частичное или полное отвержение ошибочных позиций оппонента, его неверных утверждений и аргументации на основе критического анализа публичных выступлений, материалов СМИ, обнародованных документов. надо стремиться к выходу на позитивные утверждения, к поиску решения обсуждаемых проблем, имея в виду, что новые идеи обычно развиваются именно в ходе полемики со старыми, отжившими и переставшими «работать» в изменившихся условиях.
Дискуссия - это форма совместного поиска истины, решения проблемы путем обсуждения различных ее сторон и решений, предлагаемых разными участниками. В ходе плодотворной дискуссии каждый из участников, пытаясь решить проблему на основе своих вариантов, вносит свой частный вклад в общее дело. Причем участники дискуссии обычно используют и формы критики, и формы полемики, и формы позитивного развития идей. В процессе дискуссии значительно активизируется внимание общественности к обсуждаемой проблеме и возникает активный отклик на высказываемые мнения и предложения.
Произведения любой направленности (прежде всего полемической, проблемной, дискуссионной) следует рассматривать в прочной связи с постоянно ведущимся в плюралистической журналистике общественным диалогом как формой взаимоотношений в системе СМИ, заведомо направленной на поиск согласия, достижимого в ходе обмена мнениями.
Как участники общественного диалога журналисты СМИ разных направлений в своей деятельности руководствуются рядом общепрофессиональных требований, определяющих качества массовой информации, в их системе определяющую роль имеют следующие.
Актуальность - обращение к действительно значимым, злободневным вопросам и явлениям текущей истории, важным для ориентации в жизни, к острым теоретическим проблемам, историческим событиям прошлого и прогнозам на будущее. При этом важно различать объективную актуальность (подразумевающую действительное значение, высокую характерность факта, события, проблемы для жизни общества), мера понимания которой зависит от верности социальной позиции и творческого чутья журналиста, и субъективную актуальность (значимость информации об этих фактах, событиях, проблемах для аудитории). Для творческой деятельности имеет важное значение степень совпадения объективной и субъективной актуальности.
Оперативность- умение журналиста действовать так, чтобы информация была получена, обработана и опубликована своевременно.
Для журналистики, воссоздающей картину жизни в ее целостности, чрезвычайно важным качеством является комплексность (лат. complexus «сочетание») публикаций.-такой совокупности материалов, благодаря которой создается целостное представление об обхватываемой предметной области действительности.
С комплексностью связаны такие качества журналистики, как постоянство и последовательность ведения проблемно-тематической линии, необходимость развертывания, развития и углубления принятого изданием или программой направления на материале своей предметной области с учетом характера аудитории.
С характером аудитории связан особый ряд качеств информационного материала - дифференцированность, доступность, убедительность, увлекательность и т.д.
- 1.Журналистика. Её истоки и предпосылки возникновения.
- 2.Массовая информация в системе категорий журналистики.
- 3.Потенциальная, принятая и реальная информация.
- 4.Информативность сообщения и условия ее достижения. Понятие информационной насыщенности текста.
- 5. Семантика, синтактика, прагматика журналистского текста.
- 6. Дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная информация.
- 7.Специфика массово-информационной деятельности.
- 8. Понятие функции применительно к журналистике.
- 9. Функции журналистики как отражение социальных потребностей.
- 10. Функции журналистики как система, их взаимодействие.
- 11. Понятие «идеология» и идеологические функции сми.
- 12. Культуроформирующие, рекламно-справочные и
- 13. Социальная позиция журналиста. Механизмы её формирования.
- 14. Взаимодействие общечеловеческого и группового в формировании социальной позиции.
- 15. Демократизм и гуманизм как составляющие соиальной позиции.
- 16. Принципы журналисткой деятельности и проблема принципиальности
- 17. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма
- 18. Термины «свобода», «необходимость», «ответственность» в преломлении к журналистике
- 19. Возникновение лозунга свободы печати и его предпосылки
- 20. Экономически условия и факторы свободы сми
- 21.Юридическая сторона свободы журналистики
- 23. Либертарианская система журналистики.
- 26. Журналистика как «четвертая власть». Содержательное наполнение понятия.
- 27. Понятие «информационный порядок» и пути его достижения.
- 28.Социальные типы демократической журналистики.
- 30. Информационная борьба и информационная безопасность в сфере сми.
- 31. Массово-коммуникационные средства журналистики.
- 32. Инфраструктура средств массовой информации.
- 33. Взаимодействие средств массовой информации.
- 34. Глобализация информационных процессов.
- 35. Журналистика и массовое сознание.
- 36. Структура массового сознания. Функции его основных элементов
- 37. Массовая культура и сми.
- 38. Виды журналистской деятельности и формирование
- 39.Информационная политика сми и формы ее реализации.
- 40. Типы журналистского творчества
- 41 Результативность журналистики и ее формы
- 42 Действенность журналистики и пути ее повышения
- 43.Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией
- 44 Творческие факторы эффективности
- 46. Характеристика закона рф о сми
- 47. Права и обязанности журналистов согласно Закону рф «о сми»
- 48.Журналистская этика
- 49. Авторское право журналистов
- 50. Опровержение в периодическом печатном издании
- Структура информационного рынка россии