Билет № 37: Антропология журналистики
Журналистика в трактовке этой науки – явление культуры, выполняющее социально-культурную ориентацию.
В антропологии рядом ученых были выведены типы человека, в том числе человек политический. В свою очередь антропология журналистики может вывести тип человека делового, на примере деловой прессы, или хомо экономикус.
Некие основания существования, выведенные в антропологии и подходящие и для журналистики:
- от естественного к искусственному – технология меняет журналистику
- от героического к будничному – журналистика – прибежище реализма
- от канонизма к бытовизму – важнее творчество, а не правила создания журналистского текста
- от приципов к прецедентам – журналистика ухватывает сиюминутное
- от институционализма к неинституциональности – журналистское образование необязательно
- от революции к эволюции – отвергается революция
Журналистика как антропологическое явление – поле взаимодействия автора, героя и адресата журналистского произведения
Автор – достижение равновесия со средой без утраты самоидентичности
Герой – отрицание экологического заблуждения, основанного на том, что понимая среду, мы понимаем человека, меж тем, надо ставить человека независимого в центр всех социальных процессов.
Журналистика рождает новых героев и от нас зависит, кто эти герои!
Адресат – процесс идентификации, когда адресат вживается в тот образ, который ему навязывают СМИ. Роли предлагаемые адресут делятся на роль-функцию – к примеру роль болельщика, роль-персону – к примеру роль успешного представителя богемы, роль-образ – роль оппонента, ученика, собеседника, роль-автор – адресат только домысливает те простые сюжеты, предоставляемые СМИ.
В соответствии с этим выделяют и типы отношений:
Автор-адресат – психология воздействия, манипулирование, пропаганда
Автор-герой – метод сбора информации, психология общения
Герой – адресат – социальное взаимодействие
Таким образом, антропология журналистики – метод понимания журналистики через «человека журналистики»
Предмет – возможность субъектов воздействия на социальную среду.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми