3. Журналистика как социально-политический институт
Журналистика - фактор социального управления, где немалую роль играет социальная позиция журналиста. Это может быть консервативная позиция, нацеленная на решение задач по сохранению status quo, укреплению существующего порядка вещей. Реакционная позиция, в соответствии с которой журналистика способствует движению общественных структур и массового сознания. Прогрессивная позиция, которая обязывает ее бороться за преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни.
Ф-ии журналистики:
Информационная функция (СМИ должны предоставлять информацию, необходимую для того, чтобы граждане страны могли определить свою позицию в общественно важных вопросах), контролирующая (проверять работу органов власти), культурно-образовательная (формирование мировоззрения аудитории СМИ), рекреативная (эмоциональная сфера человека), связующая функция (СМИ должны способствовать коммуникации внутри и между политическими, профсоюзными и общественными организациями в стране), коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций), иделогическая (информационное обслуживание массового сознания)
Функции СМИ как социально-политического института
Для понимания причин эффективности использования СМИ в политических кампаниях, выделяют функции СМИ по отношению к общественному поведению:
1. Информационная функция. СМИ информируют публику о политических о общественно-значимых событиях. Объективное информирование является идеалистичным. Текущая информационная повестка дня хоть и задает политический дискурс, но не может точно спрогнозировать отношение аудиторий к представленной информации.
2. Артикуляция/интеграция мнений. СМИ обеспечивают представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников. В российской политической реальности СМИ артикулируют скорее позицию хозяев медиа-холдингов, которые через подконтрольные инструменты влияния на массовое сознание пытаются навязать властным институтам интересующие их политические решения.
3. Мобилизационная функция. СМИ могут в краткие сроки побудить людей к определенным политическим действиям или бездействию, это позволяет стабилизировать или расшатывать устои политического режима и системы. Однако контрольная функция СМИ в России слабо развита.
4. Функция социализации. СМИ позволяют человеку адаптироваться к политической реальности, политическому режиму и системе, в идеале формируя его лояльность к социальной иерархии.
5. Образовательная функция. Позволяет человеку ориентироваться в различных потоках информации для получения правильных выводов о текущей расстановке политических сил.
6. Инновационная функция. СМИ позволяют заинтересованным лицам (хозяевам и политическому руководству) инициировать изменения путем настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности.
Типы политического устройства
Тоталитаризм – общественно-политический строй, характеризующийся полным контролем над всеми сферами жизни общества. В его основе подавление личности, подчинение ее интересам государства. Для осуществления подобного взаимодействия необходима общая идеологическая база, абсолютно однородная. Основные черты строя: централизованное руководство и управление в сфере экономики; контроль над поведением индивидов в социальной сфере; руководящая роль одной партии; господство официальной идеологии в сфере духовных интересов; сосредотОчение в руках партии и государства средств массовой коммуникации (прессы, радио, кино, телевидения) и средств вооруженной борьбы.
Демократические принципы строятся на противоположных идеях. Личность занимает центральное положение, реализации ее интересов подчинена деятельность государства. Регламентация прав и обязанностей граждан осуществляется с целью обеспечить другим возможность реализовывать свои интересы, не ущемляя при этом чужие. Плюрализм во всех областях жизни дает гражданам возможность участвовать в формировании государства, наиболее отвечающего их интересам.
Особенности СМИ. Параллельно – теории прессы.
Тоталитаризм и СМИ. Пропаганда - один из основных методов взаимодействия власти с обществом. Принципиальная разница между пропагандой и идеологической обработкой – последняя направлена внутрь страны, когда режим закрепился, а в качестве инструмента внешней политики используется мощная пропаганда. Тоталитарная пропаганда имеет свои особенности: она подняла до высокого уровня технику производства лозунгов, особенно в форме предсказания (апелляция к будущему), старалась опираться на научную базу, поиск заговоров по всему миру («всемирный еврейский заговор»).
Отношение тоталитаризма к СМИ выражается авторитарной теорией средств массовой информации, которая оформилась в 16-17 вв. «Пресса является служанкой государства и обслуживает его интересы». В книге А.Гитлера «Mein Kampf» основные черты тоталитарной пропаганды: «Вся пропаганда должна быть доходчивой, и ее интеллектуальный уровень должен быть подстроен к уровню восприятия самого неинтеллектуального из тех, кому она адресована. <…> Способность масс к восприятию очень ограничена и их способность понимать очень мала. С другой стороны, у них огромная способность забывать. Раз это так, любая эффективная пропаганда должна сводиться всего к нескольким пунктам” (Сиберт, Шрамм, Питерсон).
СМИ в тоталитарном обществе должны осуществлять поддержку правительства и способствовать достижению им его конечных целей. На ранних стадиях существования режима СМИ жестко подавляются с целью избежать критики правительства и действий против власти
В Советском Союзе развлекательная функция была забыта надолго, поскольку сначала “настоящий большевик”, а затем и “настоящий коммунист” были лишены права на отдых. При этом основная идеологическая линия постоянно меняла направление, трансформировалась, и СМИ вынуждены были неотрывно следить за этими изменениями. Особенности положения СМИ в рамках советского строя таковы:
СМИ составляют единое целое с другими инструментами государственного и партийного влияния;
Они используются для обеспечения единства внутри государства и партии;
Почти исключительно инструмент пропаганды и агитации; особенно выделяется функция «обличения». Их Ленин называл «необходимым и основным условием воспитания революционной активности масс» (Шрамм, Сиберт..).
Все функции СМИ в условиях советского режима легко свести к одной: способствовать продвижению рабочего класса и мирового коммунизма в классовой борьбе.
В демократическом мире СМИ – услуга. Соответствует либертарианской теории прессы. Она была принята в Англии, потом в США. Основывается на представлении о том, что человек – основа и двигатель цивилизации. Пресса свободная от цензуры и ограничений, необходима для ознакомления в народном сознании гуманных ценностей. СМИ рассматриваются как источник информации и руководство к действию для зрелого человека. С конца XVIII века пресса превратилась в важное средство общения с публикой, ее информирования о процессах, протекающих в политической сфере. Большую роль играет функция развлекательная, рекламная.
СМИ должны помогать в разрешении противоречий на основе фактов и мнений, следить за тем, чтобы правительство не переступало границ своей деятельности, служить инструментом внесудебного контроля над властью, всегда готовым обнаружить и разоблачить любой произвол или авторитарные действия».
Либертарианская теория-задачи сми : обеспечение информации и полемики по соц вопросам; просвещ публики; обеспеч прав личности; обслуж экон системы; развл; поддержание собственной финансовой независимости.
Из либертарианской теории вытекла теория социальной ответственности прессы. Возникла в ХХ веке в США, с целью информировать, развлекать, и переводить конфликт на уровень обсуждения. Она наследует функции от либертарианской теории, но смотрит на них с тех позиций, что сми обязаны контролировать себя сами, чтобы не навредить аудитории. А экономическая функция не должна быть главной. С появлением этой теории стали появляться первые этич журн кодексы, школы журналистов и Новая идея, заложенная в Канонах журналистики - самый ранний кодекс норм поведения. Этот кодекс был принят американским обществом редакторов газет в 1923 году, призывал газеты работать с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдая искренность и правдивость, порядочность.
Советская коммунистическая теория прессы получила развитие в СССР, запрещена критика задач партии, цель - способствовать успеху и поддержанию социалистической системы. при советской теории у прессы отвеств перед пролетариатом. Средство массовой коммуникации - агитатор, пропагандист, организатор.
Разоблачая несовершенство автори режима, СМИ становились на сторону ущемленного в правах общества. Однако с течением времени СМИ превратились в выразителей мнений своих хозяев, как правило, крупных корпораций и «олигархов». То есть многие издания сегодня реализуют исключительно лоббистские (тот, кто в государственных и общественных структурах создает благоприятные и предсказуемые условия для работы компании) функции. В стране, претендующей на статус демократической, СМИ вновь оказываются в позиции одного из рабочих инструментов власти. Это усиливает отчуждение средств масс-медиа от общества, снижает уровень доверия аудитории к СМИ.
О повестке дня (по статье Бодруновой С.С.) Это список наиболее актуальных тем и проблем, которые будут освещать.
функция СМИ- установка повестки дня в публичной сфере. Появилась «теория привратника», говорящая о том, что факт, не попавший в повестку дня СМИ, не является событием для аудитории и предается забвению; таким образом, редакция наделена эксклюзивным правом формировать общественную повестку дня.
Понятие фрейма события, т.е. когнитивной рамки, за которую не может (или не должна) выйти интерпретация факта.
Теории аудитории изучают восприятие новостного содержания потребителями СМИ и влияние СМИ на поведение аудитории. Усиливается монополизация СМИ и растет влияние медиаконцернов на политическую арену и на поведение реципиента. Здесь власть СМИ рассматривается как власть группы лиц, которым принадлежит монопольное право на проведение выгодных им самим медиапродуктов, к которым относят списки вопросов повестки дня и даже новостную картину в целом. Так, Руперту Мёрдоку (амер предп-ль) только в Британии принадлежит около 40% тиража всей прессы, а его влияние на сектор телевидения намного сильнее.
Эффективных механизмов контроля вмешательства владельцев СМИ в деятельность редакции по интерпретации фактов не придумано. СМИ перестают демонстрировать ответственность перед обществом, то есть действуют против концепции социальной ответственности прессы.
Журналистика идет по вектору отрыва от интересов аудитории. Главный редактор журнала о СМИ «Прогрессив Ревью» Сэм Смит выделяет 3 аспекта отрыва: 1) переход ведущих журналистов из рабочего класса в более высокие социальные страты и изменение социальной перспективы оценки явлений; 2) рост академического образования, что привело к желанию теоретизировать, изучению вопросов повестки дня не «полевым», а университетским путем; 3) успех журналистики как системы, журналистика стала рассматриваться с карьерной позиции, исчез идеализм и снизилась интенсивность расследовательской журналистики, так как она создавала риски для вышестоящих звеньев редакции.
Возникает явление, названное инструментализацией СМИ, то есть превращение отдельных медиа в каналы коммуникации без собственной воли. За аудиторией СМИ закрепляются функции пассивного реципиента. При демократической системе за электоральной аудиторией закреплены две функции: политического выбора и контроля демократической системы. В медиакратическом сообществе на пути осуществления этих функций стоят очевидные препятствия.
Status quo – положение в котором СМИ могут противостоять изменениям или поддерживать их или не менять существующие.
Медиатизация политики. С этим явлением российское общество столкнулось в сер. 90-х XX века. Политика понимается и как властные отношения, и как сфера управления, и как системное коммуникационное устройство. В рамках этой системы и развивается процесс медиатизации политики. Медиа в политике - основной массовый канал распростр инфо. СМИ оказываются теми фильтрами, которые отбирают для аудитории инфо о проблемах, с которыми общество не имеет возможности иметь дело в повседневной жизни (внешняя политика). Медиа очерчивают пространство репрезентации смыслов и образов, выстраивая виртуальную реальность политики. Медиатизированная политика и есть виртуальная реальность, представляемая и создаваемая СМИ, а медиатизация политики - процесс установления этой реальности. Этот процесс представляет собой совокупность массовых явлений информационного воздействия и взаимодействия как внутри политической сферы, так и при ее переплетении со сферой средств массовой информации. Иными словами, медиатизация политики - процесс проникновения политического поля в медийное.
- 1. Глобальное информационное пространство и массово-информационная деятельность.
- 2. Медиасистема и ее свойства.
- 3. Журналистика как социально-политический институт
- 4. Журналистика и общественное мнение.
- 5. Журналистика в информационном обществе: тенденции и прогнозы.
- 6. Типология сми.
- 4. Легитимность.
- 5. Качественная и массовая пресса.
- 7. Газетная и журнальная периодика в системе сми .
- 8. Телевидение в системе сми
- 9. Жанровая структура телевидения в аспекте развлекательности (инфотейнмент, сериалы, ток-шоу, реалити-шоу).
- 10. Сми в пространстве Интернета.
- 11. Организация работы сми в условиях рынка.
- 12. Основные понятия и концепции экономики и управления сми.
- 14. Связи с общественностью: сущность и функции
- 1. Особенности связей с общественностью как профессиональной деятельности
- 2. Характеристики информации, которую структуры по связям с общественностью поставляют обществу.
- Инициированность.
- Функции структур по связям с общественностью.
- 4. Основные социальные контрагенты структур по связям с общественностью (группы общественности).
- 5. Модели pr-деятельности и тенденции их развития.
- Стратегические и тактические цели деятельности структур по связям с общественностью. Средства достижения этих целей.
- 16. Журналистика как род творческой деятельности.
- 18. Журналистика новостей.
- 19. Аналитическая журналистика. Методы и жанры.
- 20. Методы работы журналиста с источниками информации
- 21. Журналистика расследования. Метод включенного наблюдения. «Копатели» от Гюнтера Вальрафа, Уотергейта до наших дней.
- 22. Правовое регулирование деятельности сми.
- 1.Сведения в военной области:
- 2.Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3.Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4.Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- 24. Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 25. Сми и проблемы манипулирования массовым сознанием.
- 26. Сми во взаимодействии с аудиторией.