logo search
ОТДЖ

Методы сбора информации

Информацию журналист может получить несколькими способами. Во-первых, через личное наблюдение, участие в событии или опыт, в результате которых журналист получает информацию непосредственно (органы чувств). Во-вторых, в процессе работы с источниками информации (через источник-посредник). И, наконец, в-третьих, аналитически (синтетически) через анализ других сведений.

По сути, в каждом из трех случаев мы имеем дело не с разной информацией, а с различными ее вариантами, способами обработки, формами представления и т.д.

Источники информации традиционно делятся на 3 группы:

– документальные (все типы печатных, письменных и аудиовизуальных документов);

– персонифицированные (люди, сообщающие все типы сведений, необходимых для работы журналиста;

– предметно-вещественные (все, что так или иначе может дать сведения: предметы, обстановка, вещественные свидетельства событий).

К традиционным методам сбора информации исследователи относят наблюдение, интервью, анализ документов. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности.

Метод наблюдения

Как правило, восприятие любого события начинается с наблюдения.

Метод наблюдения в отличие от других профессиональных журналистских методов сбора социальной информации дает возможность получить непосредственное (видимое, слышимое, осязаемое) знание об объекте реальной действительности. Наблюдение в журналистике – процесс сложный. Его структура определяется как внешними, так и внутренними условиями. Внешние условия связаны с объектом наблюдения, внутренние – с личностью самого наблюдателя, его психологическими и профессиональными установками, т. е. его желаниями, а также потребностями, целями, задачами осуществляемой им деятельности.

Наблюдение должно быть подчинено главной задаче исследования. Это не просто беспорядочный и хаотичный набор случайных впечатлений, а процесс определенным образом целенаправленный (цели, задачи, определенные темой и идеей публикации, рабочей гипотезой). Наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре: устанавливаются определенные сроки и средства сбора этой информации. Данные наблюдения фиксируются: записываются в определенные документы-дневники наблюдателя, журналистские блокноты. Наблюдение как метод сбора информации в журналистике должно контролироваться и проверяться с точки зрения критериев надежности и обоснованности получаемых данных (проверка фактов другими методами).

По позиции наблюдателя различают наблюдения: открытое (журналист не скрывает своей роли наблюдателя) и скрытое (журналист скрывает роль наблюдателя, иногда даже свое присутствие). По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или не стандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения. В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, а во втором – регистрирует события по детально разработанной процедуре. В зависимости от степени участия наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в специальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». В простом наблюдении он регистрирует события «со стороны». В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.

О включенном наблюдении чаще всего говорят в тех случаях, когда «журналист меняет профессию». Недаром эту разновидность наблюдения называют «методом маски» или «методом Вальрафа» (немецкий репортер, известный своими журналистскими расследованиями, часто использовал метод смены профессии). Метод маски применял при сборе информации знаменитый русский журналист Владимир Гиляровский.

Меняя профессию, входя в исследуемую ситуацию, журналист надеется получить и, как правило, получает очень важную, не поддающуюся стороннему наблюдению информацию. В этом огромное преимущество скрытого включенного наблюдения. Применение приема «смены профессии» дает возможность журналисту незаметно войти в интересующую его социальную группу. Затем этот прием может перейти и в открытое включенное наблюдение, которое тоже имеет место в журналистской практике.

Однако используя метод включенного наблюдения, журналист должен соблюдать заповедь «не навреди»: нельзя «менять профессию», если очевидно, что ты к ней неподготовлен. Нельзя, например, «надеть маску» хирурга и пойти на операцию.

Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны, которое вовсе не является безучастным. При любом виде наблюдения, в том числе и невключенном, большую роль играет профессиональная и человеческая заинтересованность журналиста, его эмоциональный настрой. Невключенное наблюдение характеризует журналиста прежде всего как заинтересованного «свидетеля» жизни», а не только как его «регистратора».

В зависимости от характера сведений, которые журналист намеревается получить посредством наблюдения, различаются прямые и косвенные наблюдения. Прямое наблюдение означает непосредственный контакт журналиста с реальной действительностью. Оно может быть открытым и скрытым.

Косвенное наблюдение – это наблюдение не самого исследуемого социального явления или процесса, а его проявления через другие многочисленные социальные факты.

Метод наблюдения характеризуется также по временному признаку: делится на длительное и разовое наблюдение. Длительное наблюдение раскрывает перед журналистом глубинные слои социальной жизни, помогает избежать поверхностности, несет в себе черты открытого включенного или невключенного наблюдения, развернутого во времени. Например, результаты длительных наблюдений предъявляют нам многочисленные реалити-шоу.

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное. Систематическое наблюдение характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

Журналистское творчество предполагает интерпретацию данных наблюдения. Когда собрана хотя бы незначительная часть сведений, фактов, журналист пытается их истолковать, чтобы дать направление дальнейшему исследованию. Интерпретация поэтапных результатов часто включается в самый процесс наблюдения.

Необходимо учитывать при анализе метода наблюдения в журналистике и тот факт, что «ведущий наблюдение тоже человек», со своими взглядами на мир, со своими привычками, он сам является частицей того социального объекта, который наблюдает. Единственным надежным средством избежать потери остроты видения у журналиста является наличие четкой познавательной задачи.

При работе в условиях включенного (скрытого или открытого) наблюдения, когда журналист становится членом исследуемой им социальной группы, приходится учитывать время его пребывании в этой группе, поскольку длительное пребывание в одной и той же ситуации притупляет восприятие, а зачастую и нередко ведет к искажению результатов наблюдения.

Кроме того, анализируя результаты наблюдения, нужно помнить о так называемом эффекте «возмущающего воздействия», когда объект наблюдения может не проявлять себя «естественно», ведь человеку так свойственно желание казаться лучше, чем он есть на самом деле.

Объективность журналиста, непредвзятость, компетентность – вот те качества, которые позволяют ему избежать односторонности при наблюдении.

Метод эксперимента

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что ситуация, в которую помещается объект изучения, моделируется журналистом. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект. Кроме того, журналист вправе вмешиваться в ситуацию, преобразовывать ее исходя из своего замысла, воздействовать на объект – то есть все то, чего в наблюдении он делать не должен.

Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т.п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех интересующих его лиц.

При планировании и проведении эксперимента журналистам надо учитывать следующие моменты. Во-первых, еще до начала опыта необходимо определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предварительную информацию о вероятных участниках, проработать имеющиеся документы и другие источники, а также наметить предмет изучения, т.е. то, что особенно будет интересовать в объекте исследования. Во-вторых, необходимо определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях. Соответственно надо подготовить и себя, и других участников операции.

Обязательно формулируются рабочие гипотезы исходя из задач исследования. Наконец решается, какими методами фиксировать и контролировать процесс исследования.

Эксперимент не должен быть журналистским развлечением. Это полноценный метод получения (а иногда и проверки) информации, которую нельзя добыть другим путем. Вот случаи, которые вызывают необходимость создания экспериментальной ситуации:

Таким образом, эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда перед корреспондентом стоит задача более глубокого проникновения в жизнь, когда ему с помощью различных воздействующих факторов необходимо выявить истинные поведенческие реакции людей, наконец, когда требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.

Метод интервью в журналистике

Интервью в журналистике понимается как, во-первых, метод сбора информации, во-вторых, как жанр журналистики, в-третьих, непосредственно текст, представленный в виде чередования вопросов и ответов. В основе интервью как метода лежит процесс коммуникации, общения.

Суть процесса общения заключается в обмене личностными установками, взглядами, впечатлениями, интеллектом, опытом, энергией участников. Полноценный процесс межличностного контакта в ситуации, когда журналист работает в режиме интервью, проходит три стадии: а) визуальный контакт; б) обмен информацией; в) взаимодействие, взаимовлияние для журналиста и его собеседников.

Успех и результаты общения зависят от многих факторов, для достижения целей общения используется система средств – речь, интонация, акценты, стиль выражения мысли, вербальные и невербальные средства (поза, внешность, организация предметной среды). Понимание психологии людей, относящихся к определенному типу, делает процесс общения более легким. Адекватность восприятия другого зависит от многих психологических качеств журналиста, в первую очередь связанных с его восприимчивостью, способностью к аналитическому анализу ситуаций и отношений. Во вторую очередь адекватность восприятия обеспечивается реактивностью, т. е. подвижностью эмоций журналиста, их многообразием, а также впечатлительностью и способностью к сочувствию и сопереживанию другому. Эффективность журналистского труда напрямую зависит от эмпатии – способности сочувствовать, сопереживать другому.

Приоритетной целью журналистского общения является получение максимума информации. Но важно помнить, что общение – это всегда двусторонний акт (сообщение отправлено, услышано и понято).

На всем протяжении акта общения журналист мысленно осуществляет контроль над темой, т. е. следит за ее релевантностью: старается не допускать значительных отклонений от генеральной темы, от принятой концепции ведения диалога; следит за причинно-следственными ми связями информации, которую ему сообщает собеседник; контролирует полноту получения информации, логику изложения, а также отслеживает ошибки в повествовании, описании, рассуждении, искажение фактов.

Заботясь о содержании беседы, важно придерживаться правил, необходимых для успешного взаимопонимания, которые можно выразить в следующих показателях [9, 14].

• Информированность. Информация должна быть общеизвестной и представлять интерес для публики.

• Полнота описания. Необходимо выявлять главное в любой информации.

• Тождественность. Информация должна быть понятна и передана в одном контексте.

• Детерминизм. При передаче информации нужно сохранять причинно-следственные связи.

• Общая память. Обе стороны должны иметь набор общих знаний о мире.

• Прогностические способности. Обе стороны должны иметь набор общих знаний о мире.

• Истинность. Все сообщения должны соответствовать реально существующим явлениям.

• Релевантность. Сообщение не должно прерываться отклонениями от темы.

• Ясность. Сообщение должно быть однозначным и ясно понимаемым.

• Мотивированность. Желательно, чтобы передаваемая информация сопровождалась оценкой говорящего и пояснением мотив передачи этой информации.

В процессе сбора информации журналисту приходится решать этические проблемы для создания оптимальных условий общения с информирующими людьми и людьми, имеющими доступ к нужным документам. Успех общения с ними зависит от многих факторов – от способности журналиста выполнить все режимные требования в случае, если доступ к источнику ограничен; преодолеть не только организационные трудности (выбор места встречи, времени, участников беседы), терминологические препоны (например, при беседе с ученым), но и психологические барьеры; приложить максимум усилий к тому, чтобы вызвать к себе нравственное доверие. На ход беседы может повлиять любая мелочь – то, как формулирует журналист цель визита (встречи), как мотивирует необходимость дать информацию убеждает в том, что опубликованные сведения будут правильно оценены аудиторией.

Совокупность многих необходимых внешних и внутренних качеств журналиста влияют на благоприятный ход беседы и налаживание контакта с источником информации.

Выделяют следующие виды интервью:

протокольное интервью, цель которого получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики;

информационное интервью, его цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору, при этом ответы собеседника не являются официальными заявлениями;

интервью-портрет, цель – раскрытие личности собеседника.

интервью – дискуссия, цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы;

интервью-анкета, цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.

Так же интервью выделяются и в зависимости от того, какие требования к поведению журналиста предъявляются:

По характеру получаемых сведений различают а) интервью для получения чисто фактических сведений, и здесь личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает; б) интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме. Здесь важна оценка мнений: что она отражает: личную позицию или он выступает как член группы; в) интервью для получения представления о личности опрашиваемого. Оно отличается особой важностью психологической атмосферы беседы. От журналиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые будут содержать факты, мнения, оценки, сколько к его личности.

По степени формализации различают:

стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются;

нестандартизированное, или свободное интервью, где журналист следует лишь общему плану, сформулированному соответственно исследовательским задачам, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между интервьюером и респондентом.

Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью журналист руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования:

Предварительное интервью. Используется на стадии предварительного исследования. Часто служит праосновой будущей публикации. Именно на основании предварительных интервью структурируется замысел материала.

Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников различают:

индивидуальное интервью – интервью, в котором участвует только корреспондент и респондент;

групповое интервью – интервью, в котором участвует более двух человек;

массовое интервью – интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Подготовка к интервью – обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности. Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике типах работы: общей подготовки (идеологической и интеллектуальной подготовки журналиста, включает получение специальных знаний), конкретной подготовки; психологической подготовки.

Конкретная подготовка к интервью состоит из определения целей и задач интервью, характера необходимых сведений, изучения предмета интервью и собеседника, планирования и интервью и составления списка вопросов, «технических» деталей – договоренности о встрече, времени и месте проведения интервью».

Готовясь к интервью, журналист должен позаботиться о том, чтобы обстановка была психологически благоприятна. Интервьюер должен выбрать место встречи обдуманно, решить вопрос о присутствии посторонних. Место встречи прежде всего должно быть удобно интервьюируемому. Если речь идет о длительной беседе, в которой журналиста будет интересовать главным образом личность собеседника, хорошо договориться о встречи у него дома. В привычной обстановке, как известно, человек чувствует себя естественнее.

Присутствие же посторонних неизбежно влияет на результаты беседы, но оно не всегда вредно для журналистского интервью. Застенчивого собеседника может успокаивать присутствие при разговоре кого-то из близких, так же присутствие других людей порой останавливает от желания прихвастнуть, солгать.

Договариваясь о встрече, журналисту следует уточнить, каким временем располагает собеседник и в зависимости от этого планировать интервью. Желательно составить два списка вопросов: первый – подробный, исходя из характера тех сведений, который планируется получить, второй список – краткий, на случай если у собеседника не будет много времени для беседы.

Для правильной формулировки вопросов необходимо прекрасное общее знание предмета обсуждения. Вопросы нужно составлять так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа. Первый вопрос должен быть «завлекалочкой» – сразу втягивать партнера в беседу. Продумывай «драматургический стержень», «сценарий» беседы, постарайтесь предвидеть возможные ответы собеседника и задать от них следующих вопросов

По форме вопросы классифицируются на открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные. Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению. В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции. Закрытые вопросы широко применяются в массовом опросе. В журналистике они применяются в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: из-за застенчивости, боязни показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.

В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно, если необходимо получить сведения о поведении, отношениях, неодобряемых, непопулярных в данной среде. Заранее можно предположить, что собеседник затруднится высказать мнения, которые идут вразрез с моральными или этическими нормами, разделяемыми теми социальными группами, к которым он принадлежит. Тогда нужно строить вопрос, чтобы он освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в тоже время получать информацию о его взглядах и мнениях.

Что касается личных/безличных вопросов, то личная форма вопроса выявляет индивидуальное мнение, безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления о том, что требует реальность.

По воздействию на собеседника различают наводящие, или подсказывающие вопросы. Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки (например, на вопрос, содержащий формулировку «Вам известно, что …..», скорее всего, респондент ответит утвердительно, чтобы не показаться несведущим).

По функции вопросы классифицируются на основные, зондирующие и дополнительные.

Основные – это вопросы, запланированные журналистом в ходе подготовки к интервью. Зондирующие контролируют ступень достоверности ответа. Дополнительные вопросы либо расширяют информацию, либо задаются, если не «сработал» основной вопрос.

Метод изучения документов в журналистике

Этот метод – один из наиболее распространенных в журналистике. Цель его применения заключается во всестороннем рассмотрении того или иного документа, ради извлечения информации необходимой для подготовки журналистского текста. Он реализуется двумя основными путями (в зависимости от того, какие сведения в данный момент более всего необходимы журналисту). Первый метод называется традиционным (качественным), а второй – формализованным (то есть контент-анализом, количественным).

Понятие «документ» многозначно и зависит от того, в какой области и для каких целей он используется. Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин. Основная функция любого документа – информационная (фиксация и передача информации). Кроме того, в зависимости от сферы и конкретной ситуации применения, документ выполняет и другие, не менее важные функции. Так, к примеру, для юристов документ служит, прежде всего, средством доказательства или опровержения чего-либо. Для историков – историческим источником. Для специалистов в области управления – средством фиксации и передачи управленческих решений и т.д.

Применяемые в журналистике документы могут быть разделены по определенным основаниям на разные группы: а) по типу фиксации (рукописные, печатные, фото- и кинопленки, магнитные ленты и т. д); б) по типу авторства – (официальные и личные); в) по степени близости к объекту отображения – первоначальные (содержащие первичную информацию, отражающую непосредственное положение дел) и производные (построенные на основании уже существующих документов); г) по сфере деятельности, которая породила документ (общественно-политические, государственно-административные, производственно-административные, научные, научно-популярные, нормативно-технические, справочно-информационные, бытовые и др.); д) по форме собственности (общероссийское национальное достояние, государственная собственность, собственность субъектов федерации, частная собственность и т.д.); е) по режиму доступа (открытые, с ограниченным доступом, содержащие государственную, коммерческую, личную тайну и пр.); ж) по степени подлинности (оригиналы, копии; з) по предназначенности для печати (преднамеренно и непреднамеренно созданные).

При подготовке текста журналист может использовать документ любого типа. Однако особую роль для журналистики в целом играют общественно-политические и государственно-административные документы, имеющие всеобщий характер и создающие общезначимый контекст в ходе исследования журналистом какой-то темы.

Документы могут быть представлены в тексте как отдельные, самостоятельные произведения (для осведомления). Например, в «Российской газете» публикуются законы, принятые Государственной думой, распоряжения и указы Президента РФ, Правительства РФ и т.д. Кроме того, документ может быть включен в журналистский текст полностью или частично.

Использование документа во многом зависит от цели, поставленной журналистом. Чаще всего документы используют в качестве: а) комментирования; 2) как средство доказательства (опровержения) какой-либо позиции. Документы воспринимаются аудиторией как наиболее достоверные доказательства в пользу тех положений, которые из них вытекают в силу логической необходимости. В журналистских материалах применяются разные методы представления документа как довода в пользу точки зрения автора, например, упоминание о существовании документа, его пересказ, цитирование документа, публикация документа в полном виде (конечно, если документ небольшой по размеру, или же он является основным доводом в пользу мысли автора текста).

Однако следует разграничивать документ как факт и его интерпретацию, то есть достоверность вывода, которая отнюдь не гарантированна! Любая интерпретация субъективна.

Важнейшими задачами интерпретации содержания и формы документа, предшествующими извлечению из него тех или иных сведений, нужных журналисту, выступают: а) проверка документа на достоверность и б) установление смысла изложенных в нем сведений (с точки зрения цели выступления в СМИ).

При проверке документа на достоверность изучаются «внешние» данные документа, его соответствие принятым стандартам оформления в данной сфере деятельности. То есть следует проверить, содержит ли данный документ необходимые реквизиты (есть ли на нем соответствующие подписи, печати, исходящий и входящий номера, дата составления и пр.). Кроме того, желательно удостовериться (если это не помешает исследованию) у тех лиц, чьи подписи стоят на документе, составляли они его или нет? Узнать, зарегистрирован ли этот документ, например, в журнале для регистраций (если он куда-то направлялся или откуда-то получен) и т.д.

При изучении содержания необходимо:

1) различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2) определять источники информации составителя документа, является она первичной или вторичной;

3) выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;

4) учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.

По возможности, необходимо сравнивать содержание исследуемых документов с информацией по изучаемому вопросу, полученной из каких-то других источников.