Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 2
По книге: Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном (Таллинн, 1994).
Элементы киноязыка (продолжение).
Помимо изображения и света, важными элементами также являются следующие категории:
Звук добавил в организацию художественного пространства фильма акустический компонент, монтирующийся с изобразительным, что позволило усложнить композицию и игру точками зрения (несовпадение звука и изображения; оформление фонового пространства и акцентуация основного действия; усложнение эмоционального воздействия на зрителя и т.д.). Основные виды звука в кинематографе (нередко функционально замещающие друг друга):
– шум;
– музыка;
– слово, речь.
В качестве характерного примера игры точками зрения с помощью звука можно привести голос в кадре и голос за кадром – первый субъективен и открыто принадлежит персонажу, второй претендует на объективность и взгляд с «нейтральной» точки зрения, «истинного» положения вещей.
Актер – главный динамический и сюжетообразующий элемент киноязыка, по отношению к которому окружающее его художественное пространство выступает в качестве фона. Одним из центральных элементов актерской игры является жест.
Как правило, актерами бывают люди, хотя в функции актеров могут выступать животные и (редко) вещи.
Элементы киностилистики (продолжение).
Эффект Кулешова – при восприятии последовательно смонтированных фрагментов кинотекста зрительское сознание оценивает этот монтаж как установление причинно-следственных или генетических связей между этими фрагментами (хотя в действительности они могли не иметь между собой ничего общего).
Географический эксперимент Кулешова – частный случай эффекта Кулешова: при восприятии последовательно смонтированных фрагментов кинотекста зрительское сознание оценивает этот монтаж как обрисовку единого и непрерывного художественного пространства (хотя в действительности это могли быть локусы, никак не связанные между собой в пространстве или во времени).
Часто на эффекте Кулешова строятся метафора и цитата в кино. Кинометафоры обычно выражаются изобразительными средствами кинематографа и строятся несколькими способами, основные из которых:
– метафора, построенная средствами ассоциативного монтажа;
– пластическая метафора, основанная на актерской игре и актерском жесте.
Киноцитаты могут быть как изобразительными, так и звуковыми.
- Основные понятия семиотики кино
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 1
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 2
- Киноцитата, интертекстуальность в кино
- Монтаж – 1
- Монтаж – 2
- Перспектива. Композиция кадра. Свет
- Хронотоп. Ритм
- Актер. Жест и мимика
- Точка зрения
- Кинематографические направления (общие типологические сведения).
- Зарождение кинематографических школ. Французская киномысль первой трети XX века
- «Фотогения»
- Формалисты
- Сборник «Поэтика кино» (1927)
- Тынянов ю.Н. «Кино – слово – музыка» (1924)
- Сергей Эйзенштейн
- По ту сторону игровой и неигровой (1928)
- О форме сценария (1929)
- Монтаж (1938)
- Бела Балаш и советские кинотеоретики 1920-х годов
- Бела Балаш
- Рудольф Арнхейм
- Зигфрид Кракауэр
- «Теория фильма» (1960)
- Андре Базен
- «Что такое кино?» (4 тома, 1958–1962)
- Тартуско-московская школа
- «Поэтика композиции» б.А. Успенского
- Умберто Эко
- «Отсутствующая структура» (1968)
- Ролан Барт
- «Проблема значения в кино» (1960)
- «Camera lucida: Комментарий к фотографии» (1980)
- Американская кинокритика
- Жиль Делёз
- «Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)