Вопрос 33. Особенности книжного бизнеса России.
В новых условиях изменилась роль государственных органов управления книжным делом. Комитет Российской Федерации по печати и его органы на местах больше не занимаются распределением ресурсов, утверждением плановых показателей, контролем деятельности негосударственных предприятий. Деятельность отрасли регулируется законодательными актами Российской Федерации:
«О средствах массовой информации» (1991г.),
«Основы законодательства РФ о культуре» (1992г.).
Эти законы обеспечивают демократическое развитие книгоиздания и периодической печати. В условиях развития частного предпринимательства возрастает роль профессиональных организаций и прежде всего ассоциаций в защите интересов отрасли перед государственными органами. В начале девяностых годов в России были созданы ассоциации книгоиздателей, полиграфистов и книгораспространителей. Далее возникают новые профессиональные объединения, охватывающие группы специализированных (например, издателей деловой литературы) или предприятий, действующих в определенном регионе.
Определенное влияние на развитие книжного дела оказал процесс приватизации предприятий, который регламентировался законами РФ:
«О собственности в РСФСР»,
«О предприятиях и предпринимательской деятельности»,
«О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»,
«О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».
Помимо перехода государственных предприятий в частную собственность, шел процесс создания новых негосударственных издательских и книготорговых структур. В первой половине 90-х годов прошлого века книжное дело было сверхприбыльной отраслью, так как остродефицитный книжный рынок, существовавший ранее, обеспечивал быструю продажу книг многих тематических разделов. Покупатели не обращали особого внимания на качество издания и уровень книготорговых услуг.
В 1990-х гг. чаще всего читали детективы (36 процентов), историческую литературу (24 процента), любовные истории (19 процентов). Но ниши повышенного спроса быстро заполнялись. Читатель получил запрещенные ранее произведения, возродилась религиозная литература, публицистика. Переводные книги составляют почти половину всей выходящей издательской продукции, а в разделе художественной литературы – 77 процентов. Произошла дифференциация читательских интересов.
Демократизация издательской деятельности сделала возможным такую форму производства книг, как выпуск изданий за счет средств автора. Но рост стоимости книгоиздания не дал возможности развиться этой тенденции.
Произошла значительная структурная перестройка выпуска книг в соответствии со спросом на них. Выпуск художественной и детской литературы значительно вырос, в то же время резко сократилось издание научной литературы, других неприбыльных или малоприбыльных разделов издательского репертуара. Например, число изданий учебников для высшей школы уменьшилось почти на 40%, а по тиражу – на 70%. При этом в выпуске учебной литературы снизилась роль государственных издательств. Активно выпускаются учебные книги издающими структурами вузов, других учебных организаций.
Бесспорным является тот факт, что книга продолжает занимать важное место в жизни человека и общества.
Характерные особенности российских издательств
Как известно, не все издательства вносят свой вклад в развитие издательского дела. Например, Российская книжная палата считает, что достаточную активность на российском книжном рынке проявляют лишь 5-6 тысяч издательств, причем большинство издательств являются мелкими и средними предприятиями.
В последнее время среди некоторых ведущих издательств появилась тенденция к объединению. Несколько десятков издательств выпускают основной массив книг страны и, соответственно, им принадлежит ведущая роль в их продаже. Доля публикуемой этими издательствами печатной продукции превышает 30%, а если учесть количество издаваемых копий, то она превышает две трети выпускаемых в свет книг.
В 2002 году было зафиксировано 64 издательства, которые в течение года опубликовали более 100 книг и брошюр (в целом их производство поднялось до 31,4% от общего количества названий, опубликованных в стране).
В том же 2002 году - 43 издательства, чей суммарный тираж книг составил более миллиона экземпляров (причем их доля тиража от всероссийского составила 65,7%).
Нельзя не отметить, что почти 13% от общего числа названий и более 36% от общего тиража книг, публикуемых в стране, выпускают пять самых крупных издательств (АСТ, Дрофа, Олма-Пресс, Просвещение, ЭКСМО).
- Вопрос 31. Формы государственной поддержки малых предприятий.
- Вопрос 32. Роль государства, его законодательных органов и исполнительных органов федерального и регионального уровней в развитии предпринимательства вообще и в книжном бизнесе в частности.
- Вопрос 33. Особенности книжного бизнеса России.
- Подготовка кадров
- Вопрос 34. Нормативно-правовая база предпринимательства. Норма права, регулирующие вопросы организации книжного дела
- Вопрос 35. Бизнес-планирование.
- Вопрос 36. Виды предпринимательской деятельности, существующие в книжном бизнесе.