48Социально-ролевая характеристика журналистики
Корконосенко определ как выполнение ряда соц обязанностей в соответствии с обществ запросами и ожиданиями. Ролевая хар-ка строится в зависимости от кол-ва и качеств особенностей дан сфер(социетальн системы): экономич, политич, духовнор-идеологич, соц.
Корконосенко выдел 4 соц роли жур-ки:
-производств-экономич
-информац-коммуникативн
-регулирующ
-духовно-идеологич
Соц-ролевая ха-ка прессы имеет прямое отнош к определ ее функций:
-в соц-сбор, накопление, хранение, переработка и распространение инфо
-духовная- познават, образоват, воспитат,
социально-ролевая характеристика журналистики.
Согласно этой характеристике, журналистика выполняет 4 основные роли: производственно-экономическую, регулирующую, информационно-коммуникативную и духовно идеологическую. Они соответствуют 4-м социетальным системам, на которые подразделяется общественная жизнь. Соответствие между сферами жизнедеятельности общества и производными от них ролями журналистики можно представить в виде схемы:
+49.Типология и аудитория СМИ.
СМИ как соц-организ структура сост из различн взаимосвяз элементов.
-На макроуровне-каналы распространения инфо(печать, ТВ, радио,сетевые СМИ)
-На Мезоуровне- различн медиапредприятия и редакцион коллективы
-на микроуровне- журналисты
Различн трактовки «типологии»:
-научн метод обобщен анализа для создания модели,типа СМИ
- способ типологич описания и сопоставл разнородн объектов исследования
-инструмент расчленения сложн соц объектов на разл группы.
2 вида типологич исследований:
-эмпирический(изуч деят-сть конкретн каналов СМИ по разл параметрам:состав аудит, ареал распростран, авторский состав, тематика издания,жанровая палитра. При этом фиксир устойчив признаки сходства и различия,характерн для изучаемого объекта; систематизир и обобщаются различн эмпирич данные. Благодаря этому интерепретир разнородн типологич структуру СМИ)
-теоритический ( настроено на построение некой идеальн модели СМИ.На основе обобщен признаков выявл основн законом-сти функ-ния СМИ в конкретн историч условиях, объясн внутрен и внешн взаимосвязи изуч системы, прогнозир разл формы модификации или трансформации структуры СМИ в будущем.
Различн формы типологии:
-морфологич типология ориентир на поиск неизмен «архетипа» издания.(«МК», «КП»)
-сравнит-историч- нацелена на описание системы СМИ в ее развитии. Важным явл не только отбраж этапов становл СМИ, но и осмысл всех процессов,ктр в той или иной степени повлияли на трансформацию типологич системы СМИ.
Типология как метод исследования использ в теории жур-ки как особое методологич средство по изуч чрезвыч сложн объекта. Типология помог понять место изданий в системе СМИ, способств их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции,высвечивает место СМИ в памках географич,информац,эконом,соц пространства.
Типологич признаки:
1 первичные:
-издающ орган-учредитель,издатель
-целевое назнач канала СМИ-определ целями задачами издающ органа
-читательс аудит-контингент читателей
2Вторичн типологич признаки:
-авторский состав- контингент авторов материалов, публикуемых вданном издании
-внутрен структура-система разделов и рубрик,рубрикация внутри издания или ее отсутствие
-жанры-набор использ в данном периодич издании жанров жур-ки
-оформление-наличие/отсутствие в издании элементов худож оформлен.
Формальн типологич признаки:
-периодичность выхода
-объем издания
-тираж
По аудиторн типологич признаку выдел разл типы изданий:
-национальные( общероссийские)
-массовые издания, универсальн или специализир по функциям и тематике; их аудитория включ в себя значит часть населения, проживающ на всей тер-рии страны
-качественные---универсальн или специализ по функциям и тематике, адресованы представителям элиты, лицам умственного организат труда
-издания, специализир по отдельн аудиторн группам в промышл,сел/х, на транспорте, в культуре, быту. В числе и корпоративн СМИ
- издания бульварн типа-на потребности толпы, на низкие уровни массов психики
-для возрастн групп:детей, подростков, молодежи
-для женщин/мужчин
-для родителей
16-17Теория социальной ответственности прессы
План ответа:
-
основатели теории
-
разграничение на авторитарную и либертарианскую теории журналистики
-
положения теории:
- пресса ответственна перед обществом
-понятие позитивной свободы: свободы для чего-то, а не от внешнего ограничения
- пресса – плацдарм для обмена мнениями
4. противники четырех теорий
Авторы книги (У.Шрамм и Т. Питерсон) «Четыре теории прессы» избрали в качестве фундамента классификации мировой прессы идеи свободы и ответственности журналистики, главным образом с точки зрения ее отношений с государственной властью. По словам исследователей, пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которой она функционирует. Теории журналистики по сути делятся на две противоположные по сути группы – авторитарные и либертарианские. Обе первоначальные коцепции получили развитие в XX веке претерпели изменения и получили продолжение в самостоятельных теориях: на базе либертарианства сформировалась теория социальной ответственности, а на базе авторитаризма – советская коммунистическая теория прессы. Как показал реальный опыт, свободный рынок информации оказался недостижимым идеалом. Печать попала в зависимость от своих владельцев, которые обрели возможность монопольно распоряжаться ее идейным и фактическим содержанием. Только ответственность СМИ перед обществом служит гарантией того, что человеку будет предоставлено необходимое разнообразие сведений и он сможет вырабатывать собственное мнение. Авторы не исключают, что если журналистика не возьмет на себя такую ответственность, то появится потребность в специальном общественном органе, призванном регулировать поведение прессы. Как говорили сами авторы книги: «наша пресса пытается внести свой вклад в поиски истины, в то время как советская пресса пытается донести готовую марксистко-ленинско-сталинскую истину».
Теория социальной ответственности прессы исходит из главной посылки: свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса обязана нести ответственность перед обществом, выполняя определенные важные функции. В той мере, в какой пресса не берет на себя свои обязательства, какая-то другая сила должна следить за тем, чтобы основные функции массовой коммуникации были реализованы. Теория СО основывается на понятии позитивной свободы, «свободы для чего-то», в отличие от либертарианской теории, где свобода понималась как «свобода от внешнего ограничения». Согласно теории СО основные требования к прессе таковы: правдивый, исчерпывающий и вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимым; сообщать факт правдиво уже недостаточно, необходимо сообщать правду об этом факте, искать “всю правду”. Пресса должна служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», выступать средством общественной дискуссии, представлять все существенные точки зрения, давать слово всем группам, которые составляют общество; представлять и разъяснять задачи общества и его ценности; обеспечивать гражданам полный доступ к сведениям, полученным за день; переводить социальные конфликты из плана насилия в план обсуждения.
Далеко не всех западных исследователей можно назвать адептами «четырех теорий прессы». Так, британский профессор Спарк считает, что была неверно выделена линия разграничения – государство или рынок. Как в коммунистических, так и в капиталистических вариантах СМИ управлялись и управляютсяы людьми, стоящими очень далеко от жизни народных масс, и народные массы не имеют над СМИ никакого контроля, а именно это должно быть предметом главного интереса.
- 1.Информационно-коммуникативн природа жур-ки
- 2.Сущность протожур-ки
- 3.Протожурн-ка в античном обществе
- 4.Информационные центры античного города
- 5.Первые газеты в Европе
- 6.Первые газеты в России
- 7.Мыслители 17-18 вв о роли прессы в обществе.
- 11.Зарождение авторитарной теории прессы в 16-17вв в Англии.
- 13. Философский климат эпохи Просвещения и новая концепция прессы
- 15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления
- 21.Различия между философскими взглядами Маркса и Милля по поводу роли печати в гос-ве
- 20.Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии 19в. В становлении коммунистической системы журналистики
- 23.Теоритические подходы в рассмотрении журналистики от типа политической системы общества.
- 24Взаимозависимость системы журналистики от типа политической системы общества.
- 25.Социальная роль журналистики как общественной системы.
- 29.Управленческая парадигма трактовки понятия журналистики
- 27.Основные функции журналистики как социального института
- 32Журналистика как специфический способ духовного производства
- 28.Журналистика как 1 из мощнейших идеологических социальных институтов
- 30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики
- 5 Уровней,характер степень обобщенности методов познания по Гороховому:
- 34Трактовка понятия «журналистская информация»
- 35Основные подходы к анализу массовой информации
- 39.Субъективная сторона журналистской деятельности
- 41.Основные характеристики продукции журналистской деятельности
- 42.Журналистика как массово-информационная деятельность
- 43.Виды журналистской деятельности: познавательная, информационная, просветительская, воспитательная, коммуникативная,творческая,редакторская,организационная,техническая
- 44Идейно-теоретические концепции свободы печати
- 45.Понятие «функция» в журналистике
- 46Разность концептуальных подходов в определении функций журналистики
- 2 С позиции гносеологии:
- 47.Системный подход в определении функций журналистики
- 48Социально-ролевая характеристика журналистики
- 18 Общественно мнение как средство контроля над сми
- 20Марксистко-ленинско-сталинское учение
- 22 Система партийного контроля сми в советскую эпоху
- 37 Техническая и технологическая база информационных процессов
- 41 Основные характеристики продукции журналистской деят-ти
- 43. Виды журналистской дея-ти
- 44 Идейно - теоретические концепции свободы печати