logo search
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

37. Массовая культура и сми.

Массовая культура(МК) стала фактом современного общества. Споры ведутся относительно времени возникновения МК. Одни исследователи полагают, что МК не имеет тысячелетнюю историю, а другие – напротив(гладиаторские бои). Такие разные точки зрения возникли из-за смешения понятий массовая и популярная культура.

Массовая культура- это исторический феномен, который сложился в эпоху индустриализации и получил развитие в информационном обществе.

Популярная культура – область культуры, которая понятна, приемлема большинством в любую историко-культурную эпоху.

Основные теории МК:

  1. Теория МК как массового общества (Фромм, Фрейд, Ницше, Бердяев) трактуется как выражение духовной несвободы человека, даже угнетение личности. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку. Хосе Ортего-н-Гассет: «МК- динамичное объединение меньшинства и масс». Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса - это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным.

  2. Теория феминизма. Исследователи делают акцент на патриархальной идеологии, которая лежит в основе культуры. МК эксплуатирует образ женщины, причем женщина выставляется не как целостное воплощение образа красоты, а предлагаются отдельные части( зубы, ноги, ногти…)

В рекламе есть 2 информационных сообщения:

- информация о товаре

-кто рекламирует

МК имеет несколько уровней:

- кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);

- мид-культура (так сказать, культура "средней руки");

- арт-культура (массовая культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Отличительные черты МК в современности:

  1. Экспансия визуальных форм и жанров, которые теснят книжную культуру. Если в начале 20в. Живопись, плакаты отталкивались от текста, то теперь текст строится по закону зрелища (монтажа)

  2. Эффект срастания общественного сознания со средствами массовой коммуникации (экранная жизнь пересекается с сознанием человека и становится формой психического мира; не существует противопоставления общественное – частное; частная жизнь не считается привилегией ( становится публичной сценой)

  3. Кризис социально-культурной идентичности. Глобальные СМИ стали причиной размытия культурных различий. Своеобразным ответом стал запрос на идентичность (национальную, религиозную и т.д.) Интернет определяет игровую идентичность; её характерная черта - свободная смена масок в зависимости от конкретной коммуникационной ситуации. МК предлагает готовые образцы и стили поведения, которые востребованы.