4.Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
•о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
•о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
•об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
•о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной
•о методах и средствах защиты секретной информации;
•об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
•о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
•о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
•о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
С другой стороны, статья 7 указанного Закона, а также часть 3 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливают перечень сведений, которые не подлежат засекречиванию. Это предупреждение о катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии и образования, о привилегиях и льготах, предоставляемых гражданам, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о размерах золотого запаса, о фактах нарушения должностными лицами законов.
Конфиденциальная информация представляет собой сведения, доступ к которым ограничен с целью соблюдения прав и законных интересов физических или юридических лиц, являющихся их владельцами, источниками или субъектами Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года (№ 188). К ним относятся следующие сведения:
•о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина,
•составляющие тайну следствия и судопроизводства;
•служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);
•связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
•связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
•о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Служебная и коммерческая тайны определяются пунктом 1 статьи 139 ГК РФ как информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности для посторонних, к ней нет свободного (неограниченного) доступа, и обладатель подобной информации принимает меры к охране её конфиденциальности.
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 1991 года (№35) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», в соответствии с которым открытыми должны быть сведения: о правильности исчислений и уплаты налогов и других обязательных платежей, о численности рабочих и их зарплате, о наличие свободных мест.
Тут информация по учебнику А.Г. Рихтера «Правовые основы журналистики»
23. Закон о СМИ: права и обязанности журналиста.
В основе массово-информационного права нашей страны лежит Закон «О средствах массовой информации». Он был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года, в тот же день подписан Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, а в силу вступил с момента опубликования, т.е. с 14 февраля 1992 года.
Структура Закона о СМИ.
Глава 1. Общие положения (Свобода массовой информации, средства массовой информации, недопустимость цензуры, недопустимость злоупотребления свободой массовой информацией, законодательство о СМИ, применение закона)
Глава 2. Организация деятельности средств массовой информации (учредитель, регистрация СМИ, недопустимость повторной регистрации, заявление о регистрации, перерегистрация и уведомление, освобождение от регистрации, отказ в регистрации, государственная пошлина, признание свидетельства о регистрации недействительным, прекращение и приостановление деятельности, возникновение прав и обязанностей, статус учредителя, статус редакции, устав редакции, статус издателя, договоры, информационные агентства, иные СМИ).
Глава 3. Распространение массовой информации (порядок распространения, выход в эфир, выходные данные, тираж, лицензия на вещание, аннулирование лицензии, помехи, хранение продукции, обязательные условия, распространение рекламы, эротические издания).
Глава 4 Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (право на получение информации, запрос информации, отказ и отсрочка в предоставлении информации, конфедециальная информация, авторские произведения и письма, право на опровержение, порядок опровержения, основание отказа в опровержении, право на ответ)
Глава 5 Права и обязанности журналиста (права, обязанности, аккредитация, скрытая запись, недопустимость злоупотребления правами журналиста, специальный статус)
Глава 6 Межгосударственное сотрудничество в области массовой коммуникации (межгосударственные договоры, распространение зарубежной информации, зарубежные корреспонденты).
Глава 7 Ответственность за нарушение законодательства о СМИ (возложение ответственности, освобождение от ответственности, ответственность за ущемление свободы массовой информации, ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации, порядок обжалования, возмещения морального вреда).
Согласно 2 статье, 1 главы «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию».
Согласно статье 52, 5 главы
Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:
- на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;
- на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.
Статья 47. Права журналиста
Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
10)отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
11)снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 49. Обязанности журналиста
Журналист обязан:
1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
2) проверять достоверность сообщаемой им информации;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
5)получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;
7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если его выполнение связано с нарушением закона;
9)предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.
(п. 10 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
Сохранение журналистом информации в тайне!
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.
Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.
- 1. Глобальное информационное пространство и массово-информационная деятельность.
- 2. Медиасистема и ее свойства.
- 3. Журналистика как социально-политический институт
- 4. Журналистика и общественное мнение.
- 5. Журналистика в информационном обществе: тенденции и прогнозы.
- 6. Типология сми.
- 4. Легитимность.
- 5. Качественная и массовая пресса.
- 7. Газетная и журнальная периодика в системе сми .
- 8. Телевидение в системе сми
- 9. Жанровая структура телевидения в аспекте развлекательности (инфотейнмент, сериалы, ток-шоу, реалити-шоу).
- 10. Сми в пространстве Интернета.
- 11. Организация работы сми в условиях рынка.
- 12. Основные понятия и концепции экономики и управления сми.
- 14. Связи с общественностью: сущность и функции
- 1. Особенности связей с общественностью как профессиональной деятельности
- 2. Характеристики информации, которую структуры по связям с общественностью поставляют обществу.
- Инициированность.
- Функции структур по связям с общественностью.
- 4. Основные социальные контрагенты структур по связям с общественностью (группы общественности).
- 5. Модели pr-деятельности и тенденции их развития.
- Стратегические и тактические цели деятельности структур по связям с общественностью. Средства достижения этих целей.
- 16. Журналистика как род творческой деятельности.
- 18. Журналистика новостей.
- 19. Аналитическая журналистика. Методы и жанры.
- 20. Методы работы журналиста с источниками информации
- 21. Журналистика расследования. Метод включенного наблюдения. «Копатели» от Гюнтера Вальрафа, Уотергейта до наших дней.
- 22. Правовое регулирование деятельности сми.
- 1.Сведения в военной области:
- 2.Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3.Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4.Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- 24. Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 25. Сми и проблемы манипулирования массовым сознанием.
- 26. Сми во взаимодействии с аудиторией.