logo search
ответы на риторику

45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.

Портретный очерк раскрывает духовный мир человека, его характер, психологические характеристики, привычки, конкретные поступки и их последствия. В литературном произведении портрет – описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый. Его сущность раскрывается в конкретных делах и поступках, в напряженных ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми, в том, какие цели он ставит перед собой и какими путями их достигает. Важную роль в обрисовке героя очерка играет описание внешности героя (портрет) и воспроизведение особенностей его речи (речевая характеристика).

Созданию портретного очерка предшествует большая предварительная работа: выбор героя, изучение его внутреннего мира, конкретных условий, в которых он живет, трудится, учится. Портретное интервью. Цель – раскрыть интервьюируемого, «нарисовать его портрет» при помощи вопросов, отвечая на которые человек проявит себя с новой стороны.

существует проблемное и портретное интервью, которые выходят за рамки информационности и граничат уже с аналитическими жанрами. Интервью-портрет – особая разновидность телеинтервью, цель которого – по возможности наибольшее раскрытие личности собеседника. В данном случае преимущество имеют социально-психологические эмоциональные характеристики интервьюируемого, выявление его системы ценностей. Такой вид интервью очень часто выступает как составная часть экранного очерка. Портретное телевизионное интервью может выступать главной составляющей фильма-очерка. Такой портрет многомерен. Герой может предстать перед зрителем в своих отношениях с другими людьми, в противостоянии вечным проблемам бытия и т. д. Важнейшими здесь являются неподдельные эмоции героев, именно невербальная информации, которая заставляет сопереживать участникам передачи. Наиболее наглядные примеры – «Момент истины» Андрея Караулова, циклы передач Урмаса Отта, «Герой дня», «Час пик» и т. д.