logo search
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

43.Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией

При реализации идеологических, культурных и других функций жур­налистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это тре­бует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтере­совать, увлечь, донести до нее отвечающую ее потребностям информацию. Поэтому как бы высок ни был уровень семантической и синтактической адекватности, судить об эффективности только по этим основаниям нельзя. Более того, нередко случается так, что высокие каче­ства произведения, если его рассматривать только с этих сторон, оказы­ваются своеобразными «недостатками» с прагматической точки зрения. Например, употребление редких лексических средств языка, развитых синтаксических конструкций, сложных композиционных построений мо­жет сделать текст труднодоступным и привести в конкретной аудитории к дисфункциональным последствиям. К таким же результатам приводит и излишне акцентированное изложение верных положений (оцениваемых аудиторией как «давление»), слишком большой объем предлагаемой в малый отрезок времени информации (восприятие «отстает» от представ­ления) и т.д. и т.п. Эти вполне реальные случаи из журналистской прак­тики, возникающие именно в связи с тем, что не учитываются требования прагматической адекватности при создании и передаче текста, можно на­звать «парадоксами эффективности».

Эффективность воздействия журналистики зависит от прагматичес­ких качеств произведений, которые определяются использованными уме­ниями (технологическими навыками, искусством или мастерством) жур­налиста, в свою очередь зависящими от владения им методами журналистской деятельности. В этой цепочке (метод - умение - качест­во - эффективность) результирующим понятием является эффектив­ность, поэтому все остальное (методы, умения, качества) должно быть подчинено достижению искомого конечного результата. Следовательно, все составляющие деятельности журналиста, все компоненты формы и содержания его произведения должны быть ориентированы на конкрет­ную аудиторию.

Результатами, которых добивается журналист, являются эффекты (лат. effectus «действие, впечатление, результат») - конкретные измене­ния в сознании и поведении аудитории. В области сознания эти эффекты обнаруживаются в мировоззрении, миросозерцании, историческом со­знании и преимущественно в общественном мнении, а внутри каждого из этих компонентов массового сознания - в знаниях, взглядах, представле­ниях, убеждениях, стремлениях, ценностях, нормах, идеалах и т.д. В обла­сти поведения, определяемого сознанием, эффекты обнаруживаются в переменах направленности действий в сфере труда, общественной жиз­ни, быта, досуга и т.д. При этом эффекты в сознании и поведении прояв­ляются и как возникновение каких-то новых образований (знаний, идей, стремлений и т.д.), и как корректировка, дополнение, развитие уже име­ющегося в «арсенале» аудитории, и как переоценка, опровержение, вы­теснение осознанного как негодного, ложного, вредного для нее.

Системой эффектов, которых хочет добиться журналист, и определя­ются задачи и совокупности целей, поставленных им в ходе подготовки произведения. И работая над каждым его компонентом, во всех шагах творческой деятельности связка «цепь - потребность» является опреде­ляющей. Ведь эффективность - степень реализации целей, соответст­вующих потребностям аудитории в информации с учетом возможнос­тей, которыми располагают и журналист, и аудитория.

Очевидно, что для эффективной организации деятельности журнали­стам необходимо знание своей аудитории и умение это знание использо­вать. Аудитория (лат. auditorium; audire «слушать»; auditor «слушатель») - совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к нему информацию. «Взаимность» здесь обязательна, по­этому аудиторию часто называют реципиентами (лат. recipientis «прини­мающий»; receptio «принятие»). Следовательно, искусство в прагматиче­ской сфере журналистской деятельности заключается в том, чтобы суметь получить у аудитории «аудиенцию» и добиться хотя бы того, чтобы его по крайней мере «выслушали».

Следует учитывать, что «первичная» аудитория (реально получающая информацию от прессы, радио, телевидения) с той или иной степенью активности «транслирует» ее в преобразованном виде тем, кто сам с эти­ми источниками непосредственно не контактировал. Так образуется «вторичная» аудитория. В силу постоянного обмена информацией (фак­тами и мнениями) в так называемых контактных группах информация, полученная от журналистики, широко циркулирует в обществе, притом в более или менее модифицированном виде, и это требует учета в журна­листской деятельности.

Эффективная информационная политика складывается лишь при условии четкого планирования расчетной аудитории, определения реальной аудитории и выработке дальнейших шагов, способствующих укреплению контактов с аудиторией. Вариантов здесь может быть множество в зависимости от реального положения вещей и целей учредителя и редакции. Например, можно стремиться только удержать реальную аудиторию или расширить ее за счет потенциальной; можно сократить аудиторию (делая ее в каком-то смысле элитарной) или, наоборот, максимально ши­роко привлечь в нее самые разные слои и группы. Отсюда и тиражи - от нескольких тысяч до многих миллионов. Все сказанное относится также к аудитории радио и телевидения.

В целях эффективного осуществления информационной политики в ее аудиторной ориентации каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Практически ориентированное знание аудитории скла­дывается из сведений, касающихся по крайней мере трех сфер представ­лений о ней.

Во-первых, это социально-демографические сведения (об образова­нии, профессии, о поле, возрасте, семейном положении, месте жительст­ва и т.д. - о том, что обычно фиксируется статистикой).

Во-вторых, это сведения о характере и состоянии массового созна­ния аудитории (о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ори­ентированности в общественно-политической жизни, отношении к власти и оппозиции, участии в партиях, союзах, ассоциациях и других организациях и т.д.).

В-третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, о запросах, мотивах обращения к СМИ, предпочтениях тех или иных тематических пластов, рубрик, творческих форм, характера изложения, авторов и т.д.).

Существенное значение этих знаний - в возможности на их основе вы­явить потребности аудитории (ее различных слоев) в информации: ведь для этого необходимо сравнение реального состояния аудитории с тем, ка­кое редакция считает нужным. Точное знание потребностей аудитории - основа принципиальной направленности информационной политики

Однако журналистам должно быть хорошо известно, что «руководите­лем» аудитории в выборе источников информации, формировании отно­шения к ним, отборе материалов для беглого знакомства или вниматель­ного освоения (или полного игнорирования представленных текстов), в характере освоения информации, т.е. «руководителем» реального ее ин­формационного поведения, является информационный интерес (лат. interest «имеет значение, важно»).

Интерес особым образом связан с потребностью. Важно прежде всего то, что интересы основываются на потребностях и так или иначе отражают их. Однако это «так или иначе» находится в диапазоне от верного отраже­ния потребностей в интересе до «нулевого» их понимания, т.е. когда по­требность реально есть, но она не представлена в круге интересов. Бывает, кроме того, неверное и искаженное отражение потребностей в интересе.

Законом деятельности журналистики поэтому является такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов, т.е. материалы журналистики должны не только отвечать интересам аудито­рии, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности. Каждый материал должен быть интересным, иначе, буду­чи помещенным в издание или включенным в программу, он не будет вос­принят аудиторией. Разумеется, для ответственной журналистики недо­пустима игра на низменных интересах, на дурных склонностях людей, эксплуатация дегуманизирующих факторов.