Глава 13
Шутник Майкл Мур. Телевидение
Представим себе, что некоему режиссеру предстоит снять сюжет или телепрограмму о злоупотреблениях в доме для престарелых. Как все это может выглядеть на экране? В девяти случаях из десяти подобная программа будет приблизительно такой. Поначалу режиссер познакомит нас с местом действия. Мы увидим это заведение снаружи. Потом проникнем внутрь. Если нас не будут впускать, отлично! Кадры, на которых охранник будет закрывать объектив камеры или отпихивать оператора от двери, только украсят наше острое и проблемное произведение. Журналист в кадре или за кадром расскажет о возмутительных фактах нарушений. После этого мы понаблюдаем за жизнью обитателей дома для престарелых. На экране появятся трогательные жанровые сценки с участием милых и беззащитных стариков. Последует интервью с прокурором или родственниками пострадавших. Потом нам продемонстрируют и самих жертв бездушия и непрофессионализма обслуживающего персонала. Велика вероятность того, что на этих кадрах прозвучит дежурная журналистская фраза: «По отношению к старикам и детям можно судить о цивилизованности общества». Есть только одна фраза, которая на телевидении звучит еще чаще. Как только 9 мая на экране появляются гордые и взволнованные ветераны Великой Отечественной войны, за кадром обязательно раздается: «С каждым днем все меньше становится их - наших славных ветеранов. Редеют их ряды...» Авторы не находят ничего умнее, чем в праздничный день с фальшивым сочувствием напомнить старым людям об, увы, недалеком конце.
Шутник Майкл Мур. Телевидение
Итак, эпизоды, из которых будет строиться наша гипотетическая программа о доме для престарелых, примерно указаны. Они могут меняться местами. Незначительно видоизменяться. Но суть дела не изменится. Программа может получиться нужной, важной и действенной. Но вряд ли кто-нибудь сочтет ее захватывающей и занимательной. И это неудивительно. Кто из авторов в подобной ситуации будет думать об особой увлекательности своего произведения?
Автор и ведущий Майкл Мур думает об этом всегда. И оказывается, из подобной невеселой истории можно сделать искрометное и злое шоу, веселое, парадоксальное, морально уничтожающее мерзавцев и хоть как-то поддерживающее невинных жертв.
В аналогичной ситуации Мур организует на наших глазах очень эффектное зрелище.
Поначалу он сам, войдя в студию своей телепрограммы «Страшная правда», сообщает аудитории о чудовищном факте. В одном из американских домов для престарелых невнимательный санитар сделал такую горячую ванну, что пожилой человек скончался. Более того, никто из персонала не услышал призывов о помощи и ничем не помог несчастному.
Казалось бы, вот тема и повод для гневных обвинений, разговоров о человеческой жестокости, эгоизме и пр. У Мура все по-другому. Никаких стенаний. Ни капли морализаторства. После краткого изложения фактов он сразу же переходит к действиям. Как известно, все голливудские руководства по драматургии и режиссуре учат: герои фильма не должны рефлексировать - они должны действовать. Экранный бандит должен не размышлять о природе зла и добра, а грабить и убивать на наших глазах. Расист на экране будет не философствовать, а преследовать негров. Полицейский должен не мечтать, а ловить преступников.
Но вернемся к Майклу Муру. После его очень короткого вступительного монолога начинается самое настоящее шоу. За спиной Мура зажигается огромный экран, и мы вместе с аудиторией в студии видим следующий сюжет.
Одна из ведущих программы - спортивного вида молодая женщина - с помощью тренера по восточным единоборствам
322
323
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
ведет необычную тренировку группы пожилых людей. Их учат царапаться, кусаться, громко звать на помощь, драться палками и кулаками. Потом эти старички в черной спортивной форме с залихватскими повязками на головах загружаются в автобус и отправляются в тот злосчастный дом для престарелых, чтобы научить его обитателей правилам самообороны. Там в большом зале собираются почтенные старички и старушки. На вопросы ведущей о том, обижают ли их, они утвердительно кивают головами и наперебой делятся своими несчастьями. И вот тут начинается главная часть зрелища. Прибывшая агитбригада начинает демонстрировать на сцене всевозможные приемы борьбы с невнимательной и бессердечной обслугой. Гигантский мегафон - это способ докричаться ночью до дежурных. А вот так больнее всего можно стукнуть костылем обидчика. Вот так можно дать санитару под дых полным судном, если о вас забыли. А так можно дать в глаз, если вам не дают есть. Так можно вывернуться, если вас начнут душить... Аудитория мгновенно принимает предложенную игру. Заливается от хохота, сжимает кулачки, победоносно поднимает костыли и палки и мысленно уже расправляется со своими врагами. Хотя, конечно, все это не так уж смешно. Но тут же сидят и потрясенные работники администрации дома для престарелых. Суть спектакля, предложенного гостями, была им абсолютно неизвестна, и они никак не ожидали такого выступления. Это видно по их растерянным лицам. На них обрушилось не только заслуженное прокурорское преследование, но и позор на всю Америку.
Кинорежиссер, литератор, автор и ведущий телепрограмм Майкл Мур обрел всемирную известность благодаря двум своим последним документальным фильмам «Боулинг для Ко-лумбины» и «Фаренгейт 9/11». Высшая награда Каннского кинофестиваля, «Оскар» Американской киноакадемии, премия «Сезар» 2003 года, многомиллионные прибыли, очереди в кинотеатрах разных стран мира - все это редко случается с документальными фильмами. Между тем Муром не только восхищаются. Мало кто из режиссеров слышал в свой адрес столько резкой критики и всевозможных обвинений. Многие считают Мура хамом, циником и лицемером. Его обвиняют в том, что
Шутник Майкл Мур. Телевидение
благодаря жульническим манипуляциям он может любого человека выставить на экране дураком и подлецом. Его монтажные ухищрения оскорбляют. Его параллели чудовищны и несправедливы. Вместо серьезного анализа и глубоких раздумий Мур якобы обрушивает на ошарашенного зрителя клиповый монтаж, поток гэгов и водопад всевозможных фокусов. Почти все, кого он снимал, обижены и оскорблены. Он вырывает из контекста фразы. Он провоцирует людей. Он не уважает и не любит никого, кроме себя.
Но есть и преданные ценители творчества режиссера. Они считают Майкла Мура потрясающим мастером. Они утверждают: это виртуоз, который в совершенстве владеет искусством сатирического исследования, он - настоящий философ и подлинный лирик. И самое главное - в его произведениях есть смысл. Мур не занимается пустяками. Он делает очень идейное и социально значимое кино и телевидение. Зрители, привыкшие к многочасовой попсе, конкурсам манекенщиц, кулинаров и любителей кроссвордов, с изумлением увидели, что на телевидении может быть и нечто другое. Причем не менее интересное.
Как же Майкл Мур добивается такого эффекта?
О кинофильмах Мура - в следующей главе.
Сейчас - о деятельности Мура на телевидении.
Внимательно посмотрев его программы «Страшная правда», которые Мур в качестве автора, режиссера и ведущего создавал несколько лет назад, можно заметить очень важные особенности творчества режиссера. Многие найденные режиссером приемы, ходы и способы работы с материалом обусловили успех как его телепрограмм, так и будущих фильмов.
Конструкция программы «Страшная правда» достаточно традиционна. Действие происходит в телевизионной студии. Она скромна по дизайну и оснащению. Зал, похожий на маленький кинотеатр, в нем сидят зрители. Перед большим экраном появляется сам Мур, говорит несколько вступительных слов, и далее действие переносится на этот висящий в студии экран. После одного или нескольких сюжетов мы вновь возвращаемся в студию. Следует еще один монолог автора. Каждая
324
325
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Шутник Майкл Мур. Телевидение
программа посвящена нескольким темам, которые объявляет Майкл Мур. Сюжеты на большом экране раскрывают основной смысл программы. Разговоры ведущего в студии сведены к минимуму.
Жанр программы. «Страшная правда», как мы уже отмечали, это острое сатирическое исследование. Или сатирическое расследование. В отличие от советских сатирических киножурналов «Фитиль», где разрешалось замахиваться на чиновников не выше директора прачечной, Мур смело атакует представителей элиты и высшего руководства страны. Чем замах сильнее, чем выше ставки в игре, тем интереснее. Если детектив, так пусть будет, как у Дюма. Подвески королевы. Судьба Франции. Честь короля! Это интересно. А кто украл машину кирпича на заводе - не интересно. Поэтому объекты атак Мура - самые знаменитые политики, самые крупные компании, самые яркие личности. Каждый сюжет - это острая сатирическая зарисовка, розыгрыш, провокация или остроумная игровая инсценировка. Ничего общего с сюжетами информационными они не имеют. Вот как выглядит, например, сюжет одной из программ, посвященной швейцарским банкам, которые в свое время принимали вклады руководства нацистской Германии (это были сбережения ограбленных и уничтоженных жертв Холокоста), а теперь не желают признаваться в этом и возмещать убытки законным наследникам. На улицах сегодняшнего Берна и Женевы появляется Гитлер (удивительно похожий на фюрера актер в нацистской форме). Гитлер по очереди заходит в крупнейшие банки и просит кассиров выдать ему хоть немного «его» денег. Растерянные кассиры лепечут всякую ерунду. Кто-то спрашивает у фюрера документы. На это Гитлер резонно замечает, что, когда он вносил сюда свои вклады, никто не просил у него документов. Он высокомерно добивается встречи с высшими менеджерами банков, чтобы научить их тому, как следует обращаться с уважаемыми крупными вкладчиками...
Ведущий программы. Майкл Мур постоянно в образе. Наивный и настырный чудак, правдоискатель, большой ребенок. И в то же время боец, упорно нарывающийся на неприятности, рискующий ежеминутно, как минимум, получить по физиономии. Этими характеристиками далеко не исчерпывается тот
образ, который Мур создает на телеэкране. Он намного сложнее. Образ автора-ведущего настолько важен и принципиален для этой программы, что о нем мы поговорим в самом конце этой главы.
Проанализируем одну из программ Мура, посвященную проблемам экологии.
Нет числа экологическим программам, борющимся, скажем, за чистоту воздуха.
Смотреть все это, как правило, очень скучно. Во-первых, все заранее ясно. Понятен пафос авторов. Какие тут могут быть загадки или неожиданности? Дымящие трубы - это плохо. Загрязненные реки - тоже плохо. Зеленые леса, птички и бабочки - очень хорошо. В подобных программах можно нередко услышать абстрактные разговоры и заклинания вроде того, что «мы, человечество, губим природу...», «мы, люди, в ответе...» и т.д.
Майкл Мур все делает по-своему. Он не борется с абстракциями. Он персонифицирует зло. И, найдя виновного, обрушивается на него всем своим немалым весом. В данном случае Мур выяснил, что большее всего загрязняет атмосферу в Америке концерн некоего бизнесмена Реннерта.
Об этом заявлено во вступительном монологе автора. Далее следует первый сюжет.
Режиссер отправляется на строительную площадку, где главный загрязнитель строит себе новый дом. В руках Мура где-то раздобытый чертеж будущего дома. Мур пристает к рабочим с одним вопросом: зачем этому Реннерту нужны 39 ванных комнат?! Неужели этот отравитель и губитель природы так любит чистоту и красоту?! Рабочие разбегаются в стороны от назойливого правдоискателя.
Мы возвращаемся в студию, где Мур на глазах зрителей присуждает Реннерту главный приз как крупнейшему загрязнителю и отравителю всего живого.
Следующий сюжет. Майкл Мур привозит гигантскую статую (уродливую пародию на «Оскара») к Рокфеллеровскому центру, где расположен главный офис Реннерта. И пытается официально вручить бизнесмену эту замечательную награду. Миллионер отказывается выйти и принять статую. Тогда с уменьшенной
326
327
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Шутник Майкл Мур. Телевидение
фигурой-копией Мур старается проникнуть в офис. Его выталкивают. Мур пробует протиснуться в двери. Он устраивает скандал. Вмешивается полиция.
Далее мы узнаем, что Реннерт выигрывает суд, и Муру запрещают появляться в радиусе ста пятидесяти футов от Рокфеллеровского центра. Казалось бы, все - шутки кончились. Но для Мура игра только начинается. Мы видим в очередном сюжете, как режиссер вызывает опытного геодезиста и просит его измерить окрестные улицы, чтобы Мур случайно не переступил запретную границу. С серьезной миной геодезист принимается за работу. Мур тут же вызывает специального охранника, у которого в руках две железные стойки с лентой - их используют для установки ограждений. Охранник отныне должен повсюду следовать за Муром и ограждать опасную зону в радиусе ста пятидесяти футов, чтобы режиссер случайно не нарушил закон. Делают все это герои абсолютно невозмутимо. Идиотизм ситуации стремительно возрастает, когда Мур со слезой в голосе сообщает зрителям: в запретную для него зону попал городской каток, куда он каждый год на.Рождество приводит бедную сиротку из приюта, и теперь бедняжка в отчаянии. Тут же следует иллюстрация. Игровая сцена с юной актрисой. Мур ведет фальшиво хныкающую девчонку с перепачканной мордашкой. Девочка протягивает немытые ручонки к недоступному катку и, кося глазом на камеру, горько причитает, хлюпая носом. Тут же следует еще одна интермедия. Режиссер произносит жалобный монолог, глядя прямо в объектив. Оказывается, в запретную зону попала и любимая церковь Мура, куда он регулярно ходил всю жизнь. Тут же следует игровой эпизод-«воспоминание»: Мур стоит на коленях в уже недоступной ему нынче церкви и со слезами на глазах, молитвенно сложив руки, вглядывается в Деву Марию. Через минуту выясняется, что в запретной зоне оказалась и телестудия ЫВС, куда ему срочно нужно попасть, чтобы продать там свою телепрограмму. Мур на улице орет во все горло, пока на балкон телестудии не выходит продюсер.
«А что у вас вообще за программа?!» - кричит с балкона продюсер.
«Трудно сказать... Что-то среднее между мультиком и «Плейбоем»!» - кричит в ответ Майкл Мур.
328
Через мгновение Мур появляется в своей студии перед зрителями и счастливым голосом сообщает, что в его дело вмешался мэр Нью-Йорка и суд высшей инстанции отменил несправедливое постановление. Опять события переносятся на экран. Мур торжественно входит в свою церковь. Ведет на каток счастливую девчонку. Гордо входит в офис телекомпании. И опять со статуей в руках отправляется в офис несчастного Реннерта, чтобы вручить ему награду.
Итак, даже из этого пересказа видно, что автор абсолютно исключает из своего творческого арсенала чисто журналистский подход, сопровождаемый привычными документальными съемками. Режиссер создает целый ряд драматических ситуаций, которые наглядно демонстрируют зрителям суть дела и природу конфликта, причем рассказ ведется в максимально действенной форме. Это вызывает ответную заинтересованную реакцию аудитории. Согласно всем законам драматургии, зритель получает возможность видеть врага (это, безусловно, злодей Реннерт), зрители знают, за кого надо болеть (это не абстрактная «природа», а добродушный увалень Мур и его несчастная чумазая сиротка). Зритель следит уже не только за варваром-бизнесменом, но и за режиссером, который, несмотря на свое откровенное дураковаляние, вызывает сочувствие и симпатию. Неуклюжая толстая фигура Мура в затрапезном костюме и бейсболке, напоминающая, скорее, водителя грузовика, чем оскароносного кинорежиссера, нахальна и трогательна одновременно.
Эта и другие программы Майкла Мура сделаны на стыке жанров. Мы уже говорили об «инфотейнменте» - смеси новостей и шоу. Здесь присутствует смесь шоу с политической и социальной сатирой. Мур не избегает коллажности, о которой мы тоже подробно говорили. Единственное, чего он последовательно избегает, - это простых, примитивных ходов и решений.
Конечно, гораздо проще взять документальные кадры с дохлой рыбой в загрязненной реке или варварски вырубленным лесом и сопроводить их дикторским текстом-заклинанием. Придумать все, что сочинил и снял Мур, намного сложнее. Нужно уметь создавать и обыгрывать острые драматические ситуации, искать гэги и ставить игровые сценки. Но зато эффект от программы многократно усиливается.
329
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
В остропублицистических программах авторов нередко захлестывает желание побольнее врезать противнику. Причем изящество слога, тонкость и остроумие присутствуют далеко не всегда. Одним из эталонов хорошего вкуса, где сила удара по противнику равнялась изяществу и высококлассному юмору, были, на мой взгляд, программы «Куклы» и «Итого», созданные Виктором Шендеровичем, Юрием Исаковым и Александром Каряевым. Действующим и влиятельным политикам они в глаза говорили все, что о них думают. Но как говорили! Для всемогущего и, похоже, не бескорыстного завхоза Кремля они придумали специальную награду: «За взятие без спросу (пос-метно)». А политически гибкому политику присудили награду «За неоднократную верность». Убийственными по силе были и сами темы «Кукол»: «Пир во время чумы» (о политических реалиях России) или запрещенный властями «Дон Кихот» (всевластный бывший телохранитель Ельцина Александр Коржаков мгновенно угадывался в оруженосце Санчо, мечтавшем о своем острове).
Высокий литературный уровень текста, остроумные, язвительные шутки отличают и автора-режиссера Майкла Мура. Все, что он пишет и говорит, - это точно и очень смешно.
Мур, издеваясь над всемогущим бизнесменом и телемагнатом Тедом Тернером, предлагает в своей программе «Страшная правда» законодательно оформить империю Тернера. Мур тут же разыскивает «компетентного составителя конституций». Им оказывается какой-то взлохмаченный ученый. Как заявляет Мур, этот человек написал недавно конституцию Боснии. Вместе с правоведом Мур начинает сочинять конституцию империи Тернера и через мгновенье уже читает первую главу. Начинается конституция так: «Стояла черная, дождливая ночь...» Вступает хор, который исполняет величестенный новый гимн: «Мы самые счастливые в мире. Потому что у нас все есть: и рестлинг, и Джейн Фонда, и телевидение, и аэробика»
В одной из своих книг (а их у Мура немало) он требует изменить название родной страны. США, по мнению Мура, это вообще не название. Во-первых, оно не очень интересное. Во-вторых, недостойно великого государства. Муру очень нравится, как, например, называется Великобритания. Это название, по
Шутнии Майкл Мур. Телевидение
мнению режиссера, гордое и величественное. Сразу ясно, что эта страна великая. Удачное название вызывает подъем духа и настроения. А так как США намного больше и мощнее Великой Британии, Мур предлагает немедленно переименовать Соединенные Штаты Америки в страну под названием Здоровенная! Просто, броско и эффектно.
Каждый сюжет телепрограммы «Страшная правда» - это или провокация, или пародия. Бесчисленное количество розыгрышей с помощью скрытой камеры демонстрируют сегодня разные телеканалы. Грубящие клиентам официанты, спадающие с мужчин брюки на официальных церемониях, балерины в пачках, которые на зимних улицах спрашивают у прохожих дорогу к Большому театру. Все это мило, иногда смешно. Толку и пользы от всего этого не больше, чем от щекотки. Мур никогда не зубоскалит просто так, из любви к искусству. Он, например, устраивает чемпионат мира по милосердию. В разных странах на улицах крупнейших городов падают люди, изображающие потерявших сознание прохожих. Скрытые камеры фиксируют реакцию окружающих. Секундомеры отсчитывают время. Проходят мимо равнодушно жители Торонто, Лондона, Нью-Йорка. Наконец, один лондонец бросается на помощь. Мур в прямом эфире поздравляет этого благородного человека, ему вручают цветы, ленту, награду. Мур торжественно объявляет Британию победительницей, а британцев самыми милосердными. Но тут победитель заявляет, что он не британец, а... китаец. Майкл Мур в прямом эфире буквально вскипает, приказывает аннулировать результат, отбирает у победителя цветы и ленту, заявляет, что оставляет за ним звание самого благородного представителя человечества, но соревнование между странами и народами продолжается...
Провокационные сюжеты - основа программ Майкла Мура. Они рассчитаны на максимально острую и бурную реакцию людей. Мур сознательно идет на обострение в каждом сюжете. Он ни разу не соглашается на какие-либо компромиссы с теми, кого атакует. Он не боится сам стать жертвой нападения. И с почти мазохистским удовольствием провоцирует насилие по отношению к самому себе. В одной из программ «Страшной правды» Мур исследовал вопрос о том, сколько временно нанятых
330
331
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
рабочих трудятся в филиалах знаменитой фирмы и на каких именно условиях. Условия эти (с американской, разумеется, точки зрения) грабительские и несправедливые. Бесконечные визиты и придирки Мура привели к тому, что руководство концерна выработало специальные правила для персонала филиалов, как именно нужно разговаривать с Муром и как следует быстро, не нарушая закон, выставлять его из офисов. Мур раздобыл копию циркуляра и устроил своеобразный конкурс: откуда его быстрее всего выгонят? Зрелище это уморительное, злое и язвительное. Американские бюрократы в считанные секунды грамотно выставляли Мура за дверь. Секундомер определял победителей. Мур отыгрался лишь на одном Лондонском филиале, куда циркуляр, видимо, еще не поступил. Майкл Мур долго и задушевно болтал с молодым менеджером, не знавшим, на кого нарвался. Мур тут же громогласно объявил себя победителем этого «гнусного» концерна. В другой программе Мур заступался за мексиканских работников, которых дискриминировала корпорация Холидей Инн. Его вальяжно успокаивал один из топ-менеджеров компании. Но Мур вдруг ощутил иностранный акцент менеджера и стал требовать у него доказательства его легального пребывания в стране. Где Грин-карта? Где разрешение на работу в США? - вопрошал разъяренный Мур. Почему богатым здесь можно все, а бедным ничего? Опешивший и растерявшийся менеджер еле спасся от Мура в лифте.
Мур позволяет себе вещи, казалось бы, странные. Непозволительные. Бестактные. Грубые. Вот он вдруг вцепился в почтенного руководителя оборонного ведомства. Ничего плохого этот человек вроде бы не сделал. Ни обществу в целом, ни Муру в частности. Но Мур преследует его, вцепившись, как клещ. В чем дело? Оказывается, один из главных силовиков страны написал книгу лирических стихов. Одно стихотворение вывело Мура из себя. Автор трогательно повествует о том, как на шоссе он нашел смертельно раненого олененка. Самодеятельный поэт рассказывает о том, как он взял олененка на руки, как вглядывался в его угасающие глаза, как навернулась слеза на глаза самого министра... Мур, размахивая книгой, заложенной на этом месте, носится по пресс-конференциям, где выступает
Шутник Майкл Мур. Телевидение
министр-«поэт», и обвиняет автора в слюнтяйстве и сентиментальности. «Это что за слезы и сопли?! Это что у нас за министр такой? А если завтра война?! Да если бы на его месте оказались генерал Эйзенхауэр или генерал Паттон, они взяли бы пулемет и перебили всех оленей в округе, глазом не моргнув! Они были бойцами! Мужчинами! А это что такое? Родина в опасности!..» Эти слова сопровождаются кадрами военной хроники времен Второй мировой войны: вооруженные до зубов Паттон и Эйзенхауэр носятся на военных джипах. Чем-то знакомым веет от этой ахинеи Мура. И через минуту понимаешь. Да ведь это тексты, зачастую удивительно похожие на речи Жириновского.
И вот тут, как мне кажется, кроется еще один ответ на вопрос о секрете бешеной популярности и успеха Майкла Мура. Всмотримся повнимательнее в образ ведущего. Обвинения Мура в демагогии вовсе не беспочвенны. Демагог он высокого класса. Вдохновенный и темпераментный. Параллели с Жириновским, на мой взгляд, очевидны. Сын юриста уже давно является одной из ярчайших звезд российского телевидения. Он говорит невозможные вещи, провоцирует окружающих, демонстрирует дикие сцены - и при всем этом остается любимцем публики. Журналистам он регулярно обещает тюрьму, расстрел и каторгу, но, похоже, его мало кто всерьез боится. Талантливая демагогия - это искусство говорить с массами на понятном и близком им языке. Говорить то, что люди чувствуют, но не могут сформулировать. Или стесняются произнести свои сомнительные с точки зрения политкорректности мысли вслух.
Под ударами Майкла Мура, размашистыми, неожиданными и сокрушительными, солидные люди теряют свою вальяжность и апломб. Среди его жертв - самодовольные банкиры и самовлюбленные воинские начальники, ханжи, преследовавшие Клинтона, и зарвавшиеся политиканы новейшей администрации.
Хамить, конечно, плохо.
А убивать, воровать, лицемерить - хорошо?
332
333
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс