logo search
шпоры1

25. Сми и проблемы манипулирования массовым сознанием.

Понятие «манипулирование», отличие от понятий «воздействие на психику», «управление», «информирование».

Для начала – Сергей Зелинский «Манипуляция массами и психоанализ» Манипулирование — это воздействие одного индивида на другого, с целью выполнения последним воли первого. Невозможны отношения в обществе без манипулирования. Манипулирование в данном случае будет завуалировано стремлением одного индивида — подчинить (оказать воздействие на психику с целью подчинения) другого. Внимание: психика абсолютно любого индивида подвержена манипулятивным воздействиям извне.

Самое важное правило манипуляций — воздействовать на подсознание другого индивида таким образом, чтобы он выполнял вашу команду (ваше завуалированное желание), но при этом считал, что делает это сам, по доброй воле и собственному желанию.

Воздействие на психику – гораздо более широкое понятие в отличие от манипулирования. Психологическое воздействие это не только манипуляция или внушение. К нему так же относятся: убеждение, самопродвижение, просьба, принуждение, игнорирование, нападение, заражение, побуждение к подражанию, завоевание симпатий, управление, слухи и НЛП.

Убеждение (аргументация) – логически аргументированное воздействие на сознание людей. Цель убеждения – создание, усиление или изменение взглядов, мнений, установок, оценок у адресата воздействия так, чтобы он принял другую точку зрения и следовал ей в своей деятельности и поведении. Самопродвижение - самореклама. Реализуется посредством демонстрации компетентности, высокого статуса и власти, ассоциированием себя с высокозначимыми личностями. Внушение – воздействие на психику, предполагающее некритическое восприятие информации. Представляет собой составленные определенным образом словесные конструкции. Просьба - обращение призывающее удовлетворить какие-нибудь потребности, нужды, желания. Просить – склонять к исполнению своих желаний. Принуждение - воздействие с целью совершения человеком какого-либо действия против воли. Игнорирование - умышленное невнимание, пренебрежение. Применяется как средство влияния и как средство защиты от опасного влияния. Агрессия (нападение) - поведение, наносящее вред, физический ущерб какому-либо человеку или вызывающее у него психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности). Заражение - передача эмоционального состояния от одного субъекта другому. Происходит неосознанно или с умышленной целью.

К видам влияния также относят управление людьми, нейролингвистическое программирование (НЛП) и слухи. НЛП – набор техник, моделей. Дает инициатору воздействия большую власть над адресатом. Манипулятивно в случае, если инициатор добивается выигрыша только для себя, а адресат в проигрыше. Если цель инициатора благородна по отношению к адресату, это позитивное скрытое управление. Например, когда НЛП используется в психотерапии.Слухи – специфический вид информации, возникающей спонтанно и становящейся достоянием обширной аудитории. Может специально распространятся с целью оказания воздействия на общественное сознание людей.

Управление - предполагает наличие соответствующего статуса, определенных полномочий, власти. Управлять, значит руководить, направлять деятельность кого-либо. Например, руководитель управляет подчиненными; родители, воспитатели, учителя руководят детьми. По Нескрябиной «Медиапсихология и Медиаэтика»: управление есть игра, где все игроки ознакомлены с правилами и принимают их.

Информирование – оповещать, осведомлять, передавать сведения.

Возможности и границы манипулирования. Проблема возможности тотального манипулирования. Тема манипулирования в профессиональном сознании журналиста. Различие приемов манипулирования и художественных приемов создания выразительного текста.

По Нескрябиной: «Идею тотального манипулирования сознанием посредством СМИ можно считать профессиональным журналистским мифом», - так как умение создавать убедительный текст есть лишь важнейшее профессиональное качество журналиста.

Логически трудно отделить манипулятивные техники от средств художественной выразительности. И в том, и в другом случае используются те же приёмы, но их различает мотивация. При манипулировании целью воздействия является суггестия, когда внушается мысль или образ в чём-то не соответствующий реальности. Бывает, что само сообщение подаётся неискажённым, но если при этом скрывается источник информации, оно фактически становится дезинформацией. Художественный текст изначально заявлен как суггестивный, а журналистский текст обладает «презумпцией объективности», его заявленная цель – информационная. Так, манипулирование – это не просто скрытое воздействие, а внедрение информации, искажающей реальность.

В медиапространстве тема внушаемости обсуждается частями, из которых трудно сложить целостный образ данного феномена. Одним из аргументов в пользу манипулируемости является тот факт, что СМИ формируют повестку дня. Но из этого не следует, что люди воспринимают все новости, как нечто важное. Смотреть одно, подвергаться воздействию – другое. Подмена терминов – то ли ошибка, то ли манипуляция.

Как и все прочие, журналист подвержен действию эффектов восприятия, в частности, эффекту: «Я – это другое дело». В данном случае речь идет об иллюзии, что другие люди не способны сопротивляться давлению информационной среды.

Тотальное манипулирование возможно только в отношении людей, лишенных индивидуальности, а развитая личность способна сопротивляться суггестивным техникам.

Теория тотального манипулирования сознанием выгодна корреспондентам, но она также удобна с точки зрения респондентов. С одной стороны, люди не любят манипуляцию, она уничтожает человеческое достоинство. Но, с другой стороны, если мы поддаемся влиянию, то нам бы хотелось, чтобы это влияние признавалось дьявольски мощной силой, с которой человек не может сопротивляться. Такое преувеличенное представление о манипулировании не слишком ранит наше самолюбие, тем более, если предполагается, что это влияние идет в обход сознания.

Основные приемы манипулятивного воздействия.

Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек» (1964). Он дает такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено».

Необходимо подчеркнуть различия внушения и убеждения, как непосредственных элементов воздействия. Внушение осуществляется манипулятивным методом, также действует контрвнушение для сохранения самобытности восприятия индивида. Убеждение – процесс логического обоснования, с целью добиться результата. В ходе убеждения приводятся факты, аргументы, разъяснения. Убеждение предполагает активное участие субъекта, ибо ему предлагается ряд доводов, которые он осмысливает и принимает или отвергает. «Внушение, напротив, «обходит» разум субъекта и проникает в психическую сферу помимо личного сознания.

Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи.

Фабрикация фактов (прямая ложь).

Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл. Отдельные «крупицы» сообщения вроде бы ложью не являются, но то целое, что слепил из них репортер или редактор, может не иметь с действительностью ничего общего.

Упрощение, стереотипизация. «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение».

Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» – в форме утверждения. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая. Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов, начинаешь проникаться ими.

Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой. Человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения – они вытесняются другими, еще более новыми.

Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.

Также: 1. Принцип первоочередности. Суть данного метода основана на специфике психики, которая устроена таким образом, что принимает на веру информацию, первой поступившую в обработку сознанием. Тот факт, что позже мы можем получить более достоверную информацию, зачастую уже не играет роли.

2. «Очевидцы» событий. Находятся якобы очевидцы событий, которые с необходимой искренностью сообщают информацию, заблаговременно переданную им манипуляторами, выдавая ее за свою собственную.

3. Образ врага. Путем искусственного создания угрозы и вследствие этого накала страстей, массы погружаются в состояния, схожие с ИСС (измененными состояниями сознания). В результате такими массами легче управлять.

4. Смещение акцентов. Происходит сознательное смещение акцентов в подаваемом материале, и что-то не совсем желательное для манипуляторов преподносится на втором плане, а высвечивается наоборот — необходимое им.

5. Использование «лидеров мнений». При совершении каких-либо действий индивиды ориентируются на лидеров мнений. В качестве лидеров мнений могут выступать различные фигуры, ставшие авторитетными для определенной категории населения.

6. Недоступность информации. Или «информационная блокада». Определенная часть информации, нежелательная для манипуляторов — сознательно не допускается в эфир.

7. Удар на опережение. Вид манипуляции, основанный на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации. При этом данная информация вызывает максимальный резонанс. А ко времени последующего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения, аудитория уже устанет от протеста, и не будет реагировать слишком отрицательно.

8. Ложный накал страстей. Способ манипулирования масс-медиа-аудиторией, когда используется ложный накал страстей за счет преподнесения якобы сенсационного материала, в результате чего психика человека не успевает должным образом среагировать, создается ненужный ажиотаж, и преподносимая позже информация — уже не оказывает такого воздействия, потому как снижается критичность, выдвигаемая цензурой психики.

9. Эффект правдоподобия. Основа для возможной манипуляции состоит из такой составляющей психики, когда человек склонен верить информации, не противоречащей ранее имеющейся у него информации или представлений по рассматриваемому вопросу.

10. Эффект «информационного штурма». На человека обрушивается шквал бесполезной информации, в котором теряется истина. Люди, подвергавшиеся подобной форме манипулирования, просто устают от потока информации, а значит, анализ подобной информации становится затруднителен и у манипуляторов появляется возможность скрыть информацию, необходимую им, но нежелательную для демонстрации широким массам.

11. Обратный эффект. В случае подобного факта манипуляции происходит выброс такого количества негативной информации в адрес какого-то человека, что эта информация достигает прямо противоположного эффекта, и вместо ожидаемого осуждения подобный человек начинает вызывать жалость.

12. Будничный рассказ, или зло с человеческим лицом. Информация, которая может вызвать нежелательный эффект, произносится обычным тоном, словно бы ничего страшного не происходит.

13. Односторонность освещения событий. Данный способ манипуляции направлен на односторонность освещения событий, когда предоставляется возможность высказаться лишь одной стороне процесса, в результате чего достигается ложный смысловой эффект получаемой информации.

14. Принцип контраста. Этот вид манипуляции становится возможен, когда необходимая информация подается на фоне другой, изначально негативной, и отрицательно воспринимаемой большинством аудитории.

15. Одобрение мнимого большинства. В результате подобного способа манипуляций в психике человека стирается барьер критичности, после того как такая информация вызвала одобрение у других людей.

16. Ложные аналогии, или диверсии против логики. Данная манипуляция устраняет истинную причину в каком-либо вопросе, заменяя ее ложной аналогией.

17. Искусственное «просчитывание» ситуации. Намеренно выбрасывается на рынок множество различной информации, тем самым отслеживается интерес общественности к этой информации, и информация, не получившая актуальность, в последующем исключается.

18. Эффект присутствия. Ссылка на присутствие на каком-либо событии позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата. По типу — очевидец всегда прав.

19. Правда — наполовину. Этот метод манипуляции заключается в том, что публике преподносится только часть достоверной информации, в то время как другая часть, объясняющая возможность существования первой части, манипуляторами утаивается.

Манипуляции посредством телевидения (возможны и выше перечисленные).

1) Фабрикация фактов. Манипуляторы говорят правду, только когда правда может быть легко проверена. В остальных случаях — стараются преподнести материал в нужном им ключе

2) Отбор для материала событий реальности. В данном случае эффективным условием программирования мышления является контроль СМИ с целью подачи единой информации, но различными словами. Кроме этого СМИ используют т. н. принцип демократии шума, когда ненужное манипулятором сообщение просто должно погибнуть под мощным выбросом разносторонней информации.

3) Большие психозы. Тайными задачами СМИ является превращение граждан нашей страны в единую массу (толпу), с целью общего регулирования распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и подсознание людей. В итоге,— такой толпой легче управлять, а средний обыватель беспрекословно верит самым нелепым утверждениям.

4) Изменение смысла слов и понятий. Манипуляторы от СМИ в этом случае вольно интерпретируют слова любого человека. При этом меняется контекст, часто принимая форму прямо противоположную или как минимум искаженную.

5) Смещение информации и мнения. Это - настолько грубый прием манипуляции, что в европейских законах против него введены даже ограничительные нормы. Человек, который приготовился узнать факты, с трудом может защититься от внушаемого ему вместе с фактами мнения об этих фактах. Когда поток мнения идет слишком густо, то это манипуляция.

6) «Возможности объектива камеры». Технические возможности телевидения позволяют лепить образ объекта, даже передаваемый в прямом эфире. Французский телекритик пишет: «С телевизионным изображением можно сделать все, как и со словом. Поставьте интервьюируемого так, чтобы камера смотрела на него снизу, и любой человек сразу примет спесивый, чванный вид. Смонтируйте кадры по своему усмотрению, вырежьте немного здесь, добавьте кое-что там, дайте соответствующий комментарий... и сможете доказать миллионам людей что угодно».

7) Псевдопроблемы — это виртуальные, мнимые проблемы, о которых утверждается как о реальных. В репортажах, освещающих такие проблемы, как правило, говорится об угрозе чего-либо. Это может быть угроза снегопада, схода лавины — того, что еще не случилось, но вот-вот будто бы произойдет. При этом зрителю предлагается видеоряд уже бушующего снегопада или последствий схода лавины.

В телевидении использование таких приемов манипуляции, как дробление, повторение, сенсационность, использование стереотипов и эмоциональность (плюс прямой эфир) никто не отменял!!!