40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
Аналитические жанры представлены в периодических изданиях прежде всего жанром статьи. Зародившись как информационные издания, газеты и журналы с течением времени стали обращаться к анализу рассматриваемых проблем. Это и обусловило появление такого жанра, как статья.
«Статья отличается наибольшей по сравнению с другими газетными жанрами широтой обобщений, глубиной анализа фактов».
Итак, объектом анализа в статье является группа фактов или проблема. Принято выделять такие разновидности статьи, как проблемная, научно-популярная, обще-исследовательская, полемическая, статья-обзор и др.
Разработка проблемы
Вне зависимости от темы и разновидности жанра цель автора статьи – «проследить внешние связи, соединяющие анализируемую ситуацию с «миром» окружающих социальных проблем современности»
Чтобы выйти на обобщение, журналист должен пройти сложный путь, который начинается со сбора большого количества фактов, статистического материала, тщательного осмысления этих фактов, отбора тех из них, которые будут использованы в тексте статьи и не нарушат ясности и четкости выражения идеи. Можно сказать, что при создании этого жанра основная нагрузка на журналиста ложится именно на первом этапе – этапе инвенции (изобретения, нахождения материала).
На этом этапе необходимо выбрать общественно значимую тему, которая действительно могла бы вывести на обобщение; важно, отбирая факты, четко осознавать их назначение в тексте статьи.
факт в информационных жанрах выступает как «новость», «событие», выполняя чисто информирующую функцию.
Объективность жанра предопределяет особый характер одного из существенных признаков жанра – авторское «я».
Одно из свойств статьи, вне зависимости от разновидности – «драматизация» изложения. как правило, журналист подбирает факты, подтверждающие разные позиции, разные стороны одной проблемы. Их столкновение и создает драматизацию изложения.
Кроме того, задача журналиста при разработке темы – изучение соответствующих документов, специальной литературы. Только при этом условии можно рассчитывать, что автор «найдет свой оригинальный поворот темы, ее трактовкой заинтересует читателя»
Этап диспозиции при создании статьи своеобразен в том плане, что множество фактов, статистических данных, рассуждений и обобщений автора четко и последовательно должны развивать главную мысль, идею. Для этого нужен отбор самого существенного из найденного материала и правильная расстановка акцентов.
Особое место в статье отводится расположению примеров (внешних свидетельств). Имея в запасе большое количество их, автор выбирает, может быть, один, но такой, в котором наиболее ярко раскрывается вся суть анализируемого вопроса.
Языковые особенности жанра предопределяются прежде всего типом статьи и учетом адресата. Как и любой другой публицистический жанр, статья в основном направлена широкому кругу читателей, поэтому раскрытие темы должно быть доступным и ясным. Усложнение темы возможно в специализированных журналах, адресованных узкому кругу специалистов.
Если же статья, даже на научную тему, публикуется на страницах массового издания, она должна включать в себя два стилистических слоя:
1. Предметно-научный (непосредственное описание реалий, инструментов, опытов, научных проблем).
2. Публицистический, связанный с авторским «я» (популяризация, комментирование, публицистическое обобщение и др.).
Остановимся подробно на жанровых характеристиках одной разновидности данного жанра – проблемной статьи и попутно определим работу над данным жанром согласно риторической модели.
Итак, основой темы статьи всегда является проблема. Следовательно, выбор темы зависит от того, насколько она значима в жизни людей и, соответственно, – интересна им. Иногда интерес читателей привлекает уже имя автора, получившего признание именно благодаря умению обобщать. Но и перед известными журналистами стоит та же задача – «угадать», почувствовать проблему, решение которой может стать требованием времени.
Таким образом, определяя тему, автор все время осознает, что она должна быть общественно значимой, она должна быть раскрыта убедительно и объективно, она должна доказывать необходимость решения проблемы и, по возможности, она должна показывать пути устранения возникших противоречий.
Безусловно, публицист досконально изучает предмет речи, выстраивает в логическую последовательность набранные факты, отсекает лишнее, выбирает ту линию, которая объективно отражает проблему.
Трудным, но важным и необходимым на этапе инвенции является процесс интерпретации выбранного материала – публицистическое истолкование научно обоснованных проблем, явлений действительности.
Непременным условием создания текста-рассуждения является формулирование основного тезиса статьи. Тезис – это стержень будущего текста, позволяющий сохранить смысловое единство речи. Он должен быть ясным и четко сформулированным.
Далее необходим подбор аргументов – суждений, посредством которых обосновывается истинность тезиса.
- 1.Риторика как наука и учебный предмет. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
- 2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
- 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
- 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
- 6. Типология коммуникативного намерения.
- 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
- 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
- 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
- 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
- 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
- 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.
- 15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
- 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.
- 17. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность слушания как вида речевой деятельности.
- 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать - профессионально значимое умение журналиста.
- 19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
- 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.
- 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.
- 22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
- 24. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка газеты.
- 25. Содержательная и стилистическая уместность как необходимое качество языковых средств газеты.
- 26. Риторический канон как модель создания текста.
- 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.
- 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
- 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.
- 30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
- 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
- 33. Общая характеристика информационных жанров.
- 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
- 35. Заметка: разновидности жанра.
- 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
- 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организации материала.
- 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
- 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
- 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
- 42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
- 43. Проблемная статья и проблемный очерк: общее и специфическое.
- 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
- 45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.
- 46. Эссе: разновидности, жанровые признаки.