Билет 32. Онтология журналистики
Обращение к онтологии в теории журналистики связано с попытками объяснить строение именно журналистского мира—виртуальной реальности, особенностями именно информационного пространства и времени.
Онтология (сущее+учение)—учение о бытии и его видах, о началах всего сущего. Введен немецким философом.
Бытие—это некий нейтральный признак мира, заключающийся в том, что мир существует=)
Онтологию журналистики по-деревенски можно назвать учением о сущности журналистики, о формах ее существования в социальном мире, о законах порождения и распространения различных информационных потоков, которые циркулируют в обществе.
В аспекте онтологии ученые рассматривают журналистику как «способ самопознания общества» и «массовую общественную рефлексию». А формы бытия журналистики рассматриваются ими как «возможное и невозможное в действительном и условном мире журналистики», «содержании и формы журналистского произведения», «количества и качества журналистской информации».
Обращаясь к онтологии журналистики, необходимо выявить:
-
Формы существования журналистики в социальном мире
-
Основные законы порождения и существования журналисткой картины мира
-
Строение журналистики как института
-
Место и назначение журналистики в структурах социального бытия
-
Воспроизводство и изменение журналистских смыслов
Задача онтологии журналистики—дать обобщенный образ бытия журналистики в социальном мире ив этом качестве служить системой мировоззренческих ориентиров. Это важно потому, что журналистика может увести людей в иллюзорный и виртуальный мир, а может дать им истинное знание о истинном мире.
ПЕРВОЕ: Формы существования в соц. мире
Журналистика существует в разных проявлениях, но общее у всех этих проявлениях—категория «информация».Чтобы извлечь информацию о соц. Мире, журналисту необходимо включиться в определенную познавательную деятельность. В зависимости от того, какую лупу он возьмет (экономическую, социальную, политическую, духовную)—он покажет нам одно и то же событие в разных интерпретациях. Но именно благодаря СМИ журналистике удается создавать в обществе единое информационное поле, в котором помещаются не только пространственно-временные слои, но и духовные. По Ахмадулину, с точки зрения онтологии, главная функция журналистики—информационно-коммуникативная, другие же по его словам были «приобретены от «разных родителей» (управленческая, соц-экономическая, развлекательная, агитационная).
ТЕПЕРЬ МЕГА ОПРЕДЕЛЕНИЕ журналистики с точки зрения онтологии:
(Свитич)Журналистика—креативно информационный пульсатор, информационная вибрационная система, периодически выдающая определенные порции информации.
ВТОРОЕ: Журналистская картина мира
По мнению Свитич журналистская информация способна создавать информационную реальность с разными степенями адекватности действительности, с гиперболизацией или наоборот игнорированием идей и процессов, созданием информационных фигур и их уничтожением.
Именно этот вопрос (созидание реальности журналистами через воздействие на сознание и поведение) ученые считают самым глубоким вопросом в теории журналистики, ибо с этой точки зрения журналисты действительно воины света и продолжают дело миротворения, несут колоссальную ответственность перед человечеством.
Журналисты смотрят на мир дискретно, поэтому своими произведениями они порождают множество виртуальных реальностей. (Ибо что, если в Новостях не показали что в Петербурге у тигрицы родился тигренок этого действительно не произошло? нифига, произошло. Значит читатели узнают ту реальность, в которой тигренок не родился)
ЧЕТВЕРТОЕ: Место и назначение журналистики
Журналистика является частью социальной структуры, она, как общественное явление, встроена в структуру социального бытия, в которой она играет важную роль—влияет на развитие тех или иных процессов. Журналистика осведомляет людей о мире, а осведомленность о мире, о бытии является «невыразимым аккомпанементом» любой деятельности или опыту (умная фраза американского философа Мунитца).
Билет 33. Гносеология журналистики Журналистика как специфическая форма познания возникла из-за того, что людям нужно оперативно получать актуальную для них информацию. В процессе своего развития журналистика заимствовала методологический инструментарий из других сфер познания: философии, науки, искусства. Журналистика это не только одна из форм общественного познания наряду с наукой и искусством, но и особый вид человеческого творчества. Именно это двуединство нравится Киму в статье про гносеологию: журналистика по Киму не сводится ни к искусству ник науке, но одновременно является и тем и другим. Журналистика—это философия момента, философия обыденности, сиюминутности. Журналистика—это обыденно-обобщенный способ познания действительно в отличие от абстрактного познания философа. Ученые сегодня в гноселогии журналистики рассматриваются проблемы дологического, допонятийного знания,предзнания. Гноселогия—раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, ступени и формы познания, условии и критерия его достоверности и истинности. Еще античные философы выделяли ДВА РОДА ПОЗНАНИЯ: Теоретическое—постижение истинной сущности вещи, какова она есть сама по себе Практическое—постижение вещи с расчетом на отношение вещи к другим вещам, с расчетом на ее использование. При таком разделении знание первого рода, состоящее в созерцании божественной гармонии Космоса, предпочитается практическому знанию. ЕЩЕ ОДНО МЕГАОПРЕДЕЛЕНИЕ: (Ким) Научное познание ориентировано на выявление законов поведения предметов и явлений действительности с целью формирования наиболее эффективных и оптимальных способов изменения этого поведения в направлении, соответствующем интересам и потребностям человека. Именно благодаря сочетанию «научное+художественное+обыденное» журналистике удается оперативно формировать систему представлений человека о текущей действительности. Специфика обыденного познания—это СОХРАНЕНИЕ уже апробированных методов действия, отсутствие интереса к отдаленному будущему. Художественное же познание ориентируется на эстетическое ОСВОЕНИЕ мира. Разница между отражением и познанием очень важна для понимания гносеологии журналистики. Эти близкие понятия (сходство в ключевой категории «взаимодействие с окружающей действительностью») различаются тес, что личность может с одной стороны ПОЗНАВАТЬ объект, а с дургой стороны—ОТРАЖАТЬ объект в своем сознании, оценивая его или преобразуя в различных образах. То есть отражение более вариативное и широкое понятие. Основные виды человеческой деятельности (ну а особенно журналистов): Познавательная (отражение журналистами объективной действительности), преобразовательная (журналист преобразует материал жизни человека и общества под те причинно-следственные рамки, которые ему нужны), оценочная (журналист выражает сове мироощущение). То есть новое может быть создано и при отражении и при творчестве как таковом! Разница лишь в том, что при творчестве новое действительно новое, а при отражении старое модифицируется в лучшую сторону и становится «новым». Фух, ну я и загнула. Познавательная деятельность журналиста всегда ориентируется на построение социальной реальности. Любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и обслуживают именно материальную практику. (Типа завтра трамвай 666 по улице зла ходить не будет, передвигайтесь на вертолете). В поле знания журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе—именно отсюда столь любопытное для гносеологии стремление журналистов в основном изучать именно проблемные ситуации, а не задумываться о том что есьм смысл жизни человековъ. Сущность журналистики как формы общественного познания основана на единстве рационального и образного постижения действительности. Особенность познавательно-творческой деятельности журналиста проявляется в том, что данная деятельность нацелена не только на позание какого-либо объекта, но и на создание нового информационного продукта. Объект теории журналистики—сама журналистика как общественный феномен, а предмет ее анализа—познавательно-творческая сущность журналистики.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми