35. Заметка: разновидности жанра.
Заметка представляет собой минимальный газетный текст с развивающейся главной мыслью, предназначенный для оперативного сообщения. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию.
Отличаясь небольшим объемом, заметка требует лаконичного, четкого изложения материала.
Существует такая разновидность заметки, как хроникальная. Она представляет собой краткое, даже сжатое сообщение новости с минимальным количеством слов (количество слов составляет в среднем 50–70).
Лаконичность хроникальных заметок не мешает им передавать полно тот факт, который представляется интересным для читателей. Объектом нашего рассмотрения будет заметка информационная.
Вспомните факторы выделения публицистического стиля в самостоятельный стиль и посмотрите, как те же факторы можно обнаружить в жанре заметки.
Экстралингвистическими стилеобразующими признаками данного жанра являются: наличие факта, новизна информации, социальная значимость сообщаемого, оперативность.
Факт – это единичное событие (явление), для которого характерны определенные время, место, конкретный предмет речи.
На особенности коммуникативной ситуации, в которой автор реализует свое намерение, влияют экстралингвистические факторы
содержание сообщения является центральным компонентом коммуникативной ситуации;частая повторяемость ситуации обусловливает однотипность структуры заметки;автор выступает как официальное лицо;адресат мыслится предельно обобщенно;авторская оценка отсутствует.
Лингвистическими особенностями заметки является использование нейтральной лексики, наличие стандартных высокоинформативных элементов, имен собственных, числительных, специальных слов, терминологии; характерно использование предложений с однородными членами, с обособленными членами предложения.
На лексическом уровне для заметки характерна нейтральная, межстилевая лексика, а также терминологическая лексика, наличие которой обусловлено темой. Широкое употребление терминов оправдано функционально: они придают заметке нужную точность и ясность изложения. Кроме того, с использованием терминологии связан и определенный стилистический колорит – строгость и точность, выдержанность и лаконизм речи.
Заметка на научную тему, например, медицинскую, содержит такие термины: новая форма гена, злокачественная опухоль и др.
Как можно заметить, употребление слов-терминов диктует тема. При этом журналист должен разбираться в той области, о которой пишет, или досконально выявить значение тех слов, без которых невозможно раскрытие темы.
Возможно, данный пласт лексики делает язык заметки сухим, но именно он способствует лаконичности и точности передачи информации.
Характерно для заметки употребление слов с публицистической окраской. В этом значении слова используются только в газете: давление, активность (людей), выдать (выдать на гора), голос (голос коммунистов), отец (отец космонавтики), братский и др.
Несмотря на оперативность и подчас жесткость информации, в заметке могут употребляться слова, придающие информации эмоциональность. В плане употребления эмоционально окрашенной лексики характерна строгая закрепленность слов за определенными контекстами, дифференциация лексики по качеству окраски – положительной или отрицательной (положительный – негативный, эффективный – бесперспективный).
Особенностью экспрессивной лексики является стандартизированный характер ее употребления. Например, слово «путь» в переносном значении чаще всего употребляется в таких словосочетаниях, как путь возникновения, путь преодоления, путь демократии, путь мира, путь войны. Понаблюдайте, как в заметках приобретают стандартизированность сочетания со словами престиж и шаг.
Исследователи данного жанра выделяют группу эпитетов, имеющих закрепленный за этим жанром характер: горячий прием, впечатляющие события, бескрайние просторы и др.
Достаточно часто журналист, создавая текст в этом жанре, пользуется фразеологизмами. Заметка вообще включает в себя большое количество устойчивых оборотов, в том числе и фразеологию разных стилей. Как правило, фразеологизмы лишены экспрессивной окраски. К группе фразеологизмов и клише, наиболее часто используемых в этом жанре, относятся: работники ароматных плантаций, мастера цирка, путь мира, на подъеме, по поводу, полная победа, приступил к созданию, сообщить о случившемся и др. Для чего же используются фразеологизмы в заметке? Безусловно, для более емкого и при этом краткого выражения мысли автора.
Итак, заметка иногда может наполовину состоять из устойчивых оборотов, по отношению к ней невозможно говорить об индивидуальном стиле автора. Но это не исключает элемента творчества. Наряду с необходимостью владеть фразеологией, клише, существует возможность варьирования и комбинирования речевых форм.
На синтаксическом уровне для заметки характерно использование вводных и вставных конструкций, имеющих назначение представить обстановку, обстоятельства действия; деепричастных и причастных оборотов, конструкций с отглагольными существительными. Чаще всего в заметке можно обнаружить сложные предложения, что подчеркивает стремление вместить значительный объем информации в небольшую по объему форму, но синтаксический строй обязательно прозрачен, ясен.
- 1.Риторика как наука и учебный предмет. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
- 2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
- 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
- 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
- 6. Типология коммуникативного намерения.
- 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
- 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
- 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
- 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
- 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
- 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.
- 15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
- 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.
- 17. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность слушания как вида речевой деятельности.
- 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать - профессионально значимое умение журналиста.
- 19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
- 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.
- 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.
- 22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
- 24. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка газеты.
- 25. Содержательная и стилистическая уместность как необходимое качество языковых средств газеты.
- 26. Риторический канон как модель создания текста.
- 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.
- 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
- 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.
- 30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
- 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
- 33. Общая характеристика информационных жанров.
- 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
- 35. Заметка: разновидности жанра.
- 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
- 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организации материала.
- 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
- 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
- 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
- 42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
- 43. Проблемная статья и проблемный очерк: общее и специфическое.
- 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
- 45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.
- 46. Эссе: разновидности, жанровые признаки.