Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
Журналистика выполняет регулирующую роль, участвуя в процессах управления обществом и самоуправления. Управление обществом доверено политической системе государственным и общественным институтам, активно использующим СМИ как инструмент воздействия на социум. Таким образом, СМИ оказываются как бы между обществом и властью. В первую очередь это относится к официальным или государственным источникам. Надо отметить, что в этом нет ничего антидемократического, потому что демократическое государство также предполагает наличие сильной партийной прессы. Хуже, когда существует только партийная пресса без оппозиционной.
В 20 веке американские журналисты нарекли прессу «четвертой властью», вложив в эти слова – независимость от администраций, право критиковать действия правительства, сила и влиятельность в общественной жизни. Однако, не стоит забывать, что пресса не имеет право обвинять в чем либо, выносить приговор заранее, выполнять распорядительные функции, вмешиваться в личную жизнь.
Участие прессы в общественном самоуправлении. Преса не только является продуктом общественного мнения, она и создает его. Более конкретно это видно в концепциях гражданского общества. Пресса выступает площадкой для диалога между структурами гражданского общества. Однако в реальности, пресса редка становится такой площадкой, для этого требуется юридическая независимость институтов гражданского общества, развитая организационная структура самоуправления, выработать особый тип самосознания и культуры как у журналистов, так и у аудитории.
Прохор:
Журналистика управляет адресатами за счет формирования в их сознании определенной картины мира.
Журналистика управляет социальными институтами посредством воздействия на принятие ими решений. Управление – осуществление власти. Журналистика – четвертая власть.
Логика:
Информация – власть.
Информация – главное содержание журналистики.
Журналистика – 4-я власть.
Главное, чтобы журналистика реализовывала волю и власть народа.
Легитимность власти СМИ обретается на предоставлении им необходимых прав и свобод и определения необходимых форм ответственности.
Формы осуществления общественного контроля:
-
Мониторинг всех сфер жизни;
-
Реализация права знать;
-
Выступление в роли общественного эксперта;
-
Формирование массового сознания;
-
Предоставление трибуны разнообразным мнениям по широкому кругу вопросов;
-
Реализация права высказаться;
-
Реализация права быть услышанным;
-
Стимулирование социальной активности граждан;
-
Расследование.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми