24. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий.
Целостный характер печати. Виды печатных изданий. Основные задачи редакционной общности. Типы редакционных систем: журнальной и газетной. Информационная подсистема периодики. Характеристики общероссийских изданий. Модели и типажи местной газеты. Типологические характеристики журнальной периодики.
25. Система жанров в периодической печати и тенденции их развития.
Жанрообразующие факторы в журналистике (предмет отображения, цели журналистского творчества, методы исследования предмета). Обзор-характеристика информационных жанров (заметка, отчет, интервью, репортаж и др.). Обзор-характеристика аналитических жанров (комментарий, рецензия, обозрение, эссе и др.). Обзор-характеристика художественно-публицистических жанров (очерк, фельетон, памфлет, житейская история, легенда, и др.).
26. История рекламы: основные этапы развития.
Истоки рекламной коммуникации. Реклама в античном обществе. Реклама в западноевропейской средневековой культуре. Развитие западноевропейской рекламы в ХIХ веке. Североамериканская реклама в ХIХ – начале ХХ века. Реклама в России: от средневековья к новому времени. Реклама в российской прессе XIX – начала XX. Реклама в условиях коммерциализации прессы. Реклама в пореформенный период, на рубеже веков.
27. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций СМИ.
Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций СМИ. Социальная позиция и возможности её свободной реализации. Возникновение лозунга «свободы печати». Становление и характер концепций свободы: авторитарная, полной свободы, ответственной свободы. Зависимость концептуальных решений от социальной позиции различных общественных сил. Политическая и идеологическая борьба на различных этапах развития журналистики.
28. Правовой статус журналиста.
Журналист как субъект информационных правоотношений. Правовой статус лиц, приравненных к журналистам. Права и обязанности журналиста. Запрос информации: понятие, формы. Предоставление информации по запросу. Отказ и отсрочка в предоставлении информации. Аккредитация. Ограничение доступа к информации. Виды специально охраняемых законом тайн. Защита источника информации. Недопустимость злоупотребления правами журналиста. Ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.
29. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
Редактор и автор: основы профессионального общения. Саморедактирование. Редактор и читатель: прогноз восприятия текста аудиторией. Редактор и текст: критерии анализа речевого произведения. Правила подготовки текста к публикации.
- 1. Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- 2. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 4. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др. Издания XVIII в.
- 6. История журналистской профессии, особенности и тенденции ее развития.
- 7. Место технических средств в арсенале инструментов журналистского творчества.
- 8. Отношения служб pr со средствами массовой информации.
- 9. Свобода массовой информации и ее законодательные ограничения.
- 10. Массовая коммуникация как элемент культуры.
- 11.Тенденции развития современной зарубежной журналистики.
- 13. Публицистический стиль современного литературного языка: стилевые черты и тенденции развития.
- 14. Методы сбора информации в журналистике.
- 15. Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакции.
- 16. Социальная психология и журналистика.
- 17. Принципы правового регулирования сми в зарубежных странах.
- 18. Частная и государственная журналистика II половины XVIII в. В России.
- 19. Факт как основа журналистского произведения.
- 20. Критерии и формы журналистского творчества.
- 21. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного общества.
- 22. Профессиональная этика журналиста.
- 23. Журналистика и цензурная политика первых десятилетий хiх века в России.
- 24. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий.
- 30. Место рекламы в системе массовых коммуникаций.
- 37. Сми конца 1920-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 44. Сми Германии.
- 45. Авторское право и сми. Специфика авторских прав журналиста.
- 46. Журналистика послевоенного десятилетия.
- 47. Электронные технологии в структуре российских сми.
- 49. Средства массовой информации второй половины 1980-х-начала 90-х гг.
- 50. Журналистское расследование: отечественный и зарубежный опыт.
- 52. Функционирование редакционного коллектива.
- 53. Сми Франции.
- 54. Освещение сми вооруженных конфликтов.
- 55. Местная пресса в структуре российских сми: соотношение глобализации и регионализации.
- 56. Система жанров радиожурналистики.
- 57. Современное законодательство России о сми.
- 58. Концепции информационного общества. Окинавская хартия глобального информационного общества.
- 59. Массмедиа в условиях глобализации.
- 60. Нормы Международного гуманитарного права и правовой статус журналиста.