logo search
ОТЖ (2)

Билет №16. Организаторская функция журналистики

Функция в общем виде обозначает деятельность, обязанность, назначение; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; роль определенного социального института, подсистемы по отношению к целому, системе.

Из многочисленных функций, которые осуществляет журналистика, нас интересует организаторская функция.

Организационная функция непосредственно нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций, людских масс. Добиваться эффекта такого рода можно с помощью публикации (например, предлагая рекомендации по устранению недостатков в деятельности какой-либо службы), и тогда организа­ционное воздействие предварительно проходит через сознание ауди­тории. Но опыт прессы доказал возможность и другого пути — через организацию непосредственного общения и взаимодействия людей.

Сама по себе многоплановая деятельность по выпуску перио­дического издания объединяет ее участников, причем не только редакцию, но и массу других, внередакционных сотрудников. Этот потенциал целенаправленно использовал Ленин, когда в начале XX в. сделал газету «Искра» организационным центром создания своей партии. Заложенные им теоретические основы и традиции нашли продолжение в практике советской журналистики. Она из­вестна такими, например, крупными акциями, как организация соревнования фабрик и заводов в 20—30-е годы, всенародной по­мощи фронту во время Великой Отечественной войны, шефства над гигантскими промышленными стройками в послевоенные де­сятилетия и др. Во всех подобных случаях редакциям принадлежала не только первоначальная инициатива, но и координирующая роль при организации совместной деятельности участников кампании.

Еще одно проявление организаторской функции — организа­ционно-массовая работа. Так обозначается целое направление взаи­модействия журналистов с группами населения, внештатными кор­респондентами, общественными организациями и т.п. Упомянем некоторые из ставших популярными форм организационно-массо­вой работы редакций: газетные конкурсы и лотереи, телемарафоны, спортивные соревнования на призы редакции, рекламные фестива­ли, подписные кампании, предусматривающие разнообразные кон­такты журналистов с потенциальными читателями.

Отдельного рассмотрения заслуживают общественные начала внутри редакций. Журналисты привлекают внештатных помощни­ков не только для подготовки публикаций, но и для ведения внутриредакционной работы. С этой целью создаются редакционные советы, расширенные редколлегии, иногда — отделы на общест­венных началах, что особенно полезно малой прессе, имеющей ограниченные штаты. Типичным примером служит общественная приемная. В ней обычно работают юристы, медики, специалисты коммунально-бытовой отрасли, просто умудренные житейским опытом люди. Они помогают посетителям редакций советом и кон­сультацией, а иногда берутся хлопотать за них для разрешения конфликтной ситуации. Кроме содействия гражданам и укрепле­ния контактов с аудиторией общественные начала заключают в себе и другой смысл: они предоставляют деятельным людям воз­можность приобщиться к редакционной работе, дают выход их социальной активности. Это обстоятельство особенно важно при­нимать во внимание, поскольку среди активистов прессы, как правило, встречается немало пенсионеров.