logo search
Слово и кино_СТРК

«Что такое кино?» (4 тома, 1958–1962)

Базен по своим теоретическим установкам во многом близок к Кракауэру (а в оспаривании первенства монтажа среди элементов кинотекста – также и к Арнхейму).

Кино – это прежде всего фотография, освободившаяся от статичности. При этом фотография, по Базену, – наиболее объективный (во всех смыслах) вид искусства, т.к. воздействует как феномен самой реальности, которая в ней запечатлена, и ослабляет статус авторства (фотограф – только оператор, выбирающий нужный фокус съемки). В кино она преодолевает свое главное ограничение: «Впервые изображение вещей становится также изображением их существования во времени <…>» [статья «Онтология фотографического образа»].

Вместе с тем, в отличие от Кракауэра (а также Дзиги Вертова), он подвергает сомнению концепцию «чистого кино» и считает, что взаимодействие с другими видами искусства, в частности, с литературой, не только не лишает кинематограф специфичности, но и обогащает его. Мало того – исчерпав к концу 1930-х годов большинство резервов для собственной эволюции в плане техники, кино вступило в век сценария и без сотрудничества с литературой уже не может существовать как особый вид искусства [статья «За “нечистое” кино: В защиту экранизаций»]. Аналогично Базен оценивает и взаимодействие кино и театра, которое не лишает кинематограф его специфичности, а, наоборот, создает ее ему [статья «Театр и кино»].

Базен проблематизирует категорию авторства в кино, хотя, в отличие от теоретиков марксистского и постмодернистского направлений (включая его друга Ж.-Л. Годара), не отвергает ее полностью.

По мнению Олега Аронсона, Базен «становится одним из создателей “авторской теории” (théorie d’auteur), утверждающей, что визуальные эффекты, используемые режиссером, являются единственным местом в кинематографе, где сохраняется автор. Это позволяет распознать авторов в режиссерах, работающих в жестких жанровых рамках голливудской киноиндустрии, нивелирующей индивидуальность.

В 60-е годы Б. был подвергнут критике левыми радикалами от кино <…>, которые усматривали “буржуазность” уже в самом использовании таких понятий, как “автор”, “реальность”, “репрезентация”. Б. не был излишне политизирован, он не дожил до революционной эпохи 60-х гг., но сегодня многие положения его теории выглядят порой более радикальными и критичными в отношении западно-европейского способа восприятия мира, чем лозунги его оппонентов» (указ. изд., с. 47).

­– Базен А. Что такое кино? [Сборник статей]. М., 1972.