Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
Само понятие системы предполагает, что, во-первых, речь идет о целостном единстве, а не о конгломерате разрозненных частей, во-вторых, это целое действует и развивается по свойственным ему законам и правилам, в-третьих, между элементами существуют устойчивые связи, а вся система взаимодействует с внешней средой. При рассмотрении системы СМИ нас интересуют именно отношения, связывающие объекты, входящие в эту систему.
Во внешней среде партнерами журналиста являются государство, политическая система общества, экономика и бизнес, культурная среда нации и всего человечества, аудитория. Надо также постояно помнить, что человек постоянно находится в лучах нескольких источников информации и если они противоречат друг друг, человек может запутаться. В самом общем плане можно сказать, что отношения внутри системы СМИ складываются на основе взаимодополнения (оперативная информация на радио+ подрбности в картинка на ТВ+комментарий и исследование в прессе), взаимовлияния (развитие ТВ побуждает печать активно использовать иллюстрации) и конкуренции.
Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогнозов относительно современной журналистики. В наше время система СМИ находится в состоянии неустойчивости, обострились противоречия внутри нее самой и в связи с нею, нарастает неизбежность замены ее другой структурой. Особыми критическими моментами являются: резкое усугубление производственно-экономи ческих трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-творческого уровня, сокращение объема производства информации (больше развлекаловки и рекламы). От себя замечу, что в настоящее время наблюдается резкий кризис печати, которая проигрывает по оперативности и красочности ТВ.
Для того чтобы выйти из этого кризиса, необходимо ориентироваться на проблемы населения, выработать новые методики труда, увеличить яркость визуальной формы, раскрыть исследовательскую роль прессы, применять более сжатые и энергичные формы подачи информации.
Корконос:
Основанием для объединения многоликих СМИ в целостное образование служит то, что все они выполняют сходную по содержанию общественную работу и действуют сходными методиками.
Под структурой понимается состав и устройство, компоненты сообщества массовых информационных каналов.
Проблема Интернета:
-
В России Интернет законодательно не относится к системе СМИ (не является отдельным изданием или программой);
-
К его ресурсам одинаково активно обращаются представители всех традиционных СМИ (совершенствование технической вооруженности журналистов);
-
Внутри Интернет пространства помещаются и конкретные СМИ, выполненные в электронном варианте.
-
Культура ещё не накопила достаточно материалов для четкого определения отношения к Интернету.
Поэлементная характеристика системы:
-
Печать.
- Аналитичность текстов;
- Активизация всех основных зон мозга;
- Тесное взаимодействие автора и читателя;
- Многовековая культура письменной речи – генотип массовых коммуникаций.
- Удобное хранилище информации (компактность, легкая копируемость, возможность отложенного чтения).
Тенденции к понижению популярности. Падение тиражей. Меры к стабилизации ситуации.
2. Радио.
- Оперативность;
- Доступность;
- Практически безграничное распространение;
- Выразительность средств;
- Техническая простота и дешевизна производства.
Устойчивый спрос.
По специализации выделяются:
-
Универсальные каналы;
-
Информационные;
-
Информационно-музыкальные.
3. Телевидение.
- Синтез изображения и звука;
- Полное жизнеподобие;
- Совпадение по времени с событием;
- Облегченное восприятие.
Для различения каналов необходимо сравнение конечной продукции: 1. Радио – трансляция и прием звука, 2. Телевидение – изображение, 3. Пресса – письменный текст.
Аудиовизуальная/печатная журналистика.
Информационные службы (смотреть билет № 14).
Наибольшее взаимопонимание с аудиторией достигается различными каналами, если они действуют сообща, координировано, как элементы единой системы.
Понятие системы:
-
Целостное единство;
-
Развивается по свойственным ему законам и правилам;
-
Между элементами существуют устойчивые связи;
-
Система взаимодействует с внешней средой.
Потребитель обращается к нескольким источникам информации и остается неудовлетворен, если они дублируют друг друга, либо наоборот резко расходятся.
Отношения в системе складываются на основе взаимодополнения (оперативная информация на радио + подробности на ТВ + исследование в прессе); взаимовлияния (развитие ТВ побуждает печать активнее использовать иллюстрации); конкуренции.
В России система СМИ находится в состоянии неустойчивости (она неизбежно должна обновиться). Кризис на почве утраты системности. Стабилизировавшаяся социальная система должна заказать соответствующую систему СМИ и найти в ней свое отражение.
Прохор:
СМИ – доминанта информационного пространства.
Система журналистики может считаться сформированной, если:
-
Широко и полно используются специфические возможности различных СМИ.
-
Любая единица социума может стать учредителем или соучредителем СМИ.
-
Каждый потребитель, выбрав несколько источников информации, полноценно информирован.
Подсистемы:
-
Печать (воспринимается без посредников): можно получить целостную картину событий дня, бегло просмотрев газету; можно иметь при себе (ИДИОТ);
-
Радио. Можно жрать и слушать одновременно.
-
Телевидение.
-
Всемирная компьютерная сеть (кибержурналистика).
Техническая подсистема:
-
Предприятия полиграфии.
-
Тех. центры телевидения и радио;
-
Распространители;
-
Производители оргтехники.
Подсистема работы с кадрами:
-
Факультеты журналистики;
-
Различные курсы;
-
Творческие союзы.
Организационно-управленческая подсистема:
-
Мин. По делам печати, телерадиовещания и МК.
-
Объединение по защите индивидуальной собственности;
-
Различные ассоциации.
Типы взаимодействия СМИ:
-
Макровзаимодействие (между всем): дифференцирующее и интегрирующее. Складываются 2 типа взаимоотношений: дружеское (простая и сложная кооперации), вражеское (борьба и война) и диалогическое.
-
Микровзаимодействие (система взаимоотношений между теми изданиями и программами, к которым реально обращается та или иная часть аудитории). Отношения: взаимодополнение, полемические.
Для налаживания взаимодействия необходима (ВНИМАНИЕ!) балансировка со стороны государственно-общественных СМИ, выходящих под эгидой Национального Совета по СМИ => ВСЕОБЩАЯ БЛАГОДАТЬ (прим. - утопическая шизофрения Прохора, которую он в теоретической форме развертывает на 500 страниц).
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми