logo search
шпоры1

19. Аналитическая журналистика. Методы и жанры.

Образует деловой журнализм – особый способ познания и отображения действительности во всех сферах, областях журналистики. Устанавливает неочевидные связи. Уровень коррекции по таблице Пронина.

Специфические признаки уровня коррекции:

Предмет отображения – целая совокупность фактов: может быть выражена ситуация, обстоятельства, конфликт, частный момент, эпизод и т.д. Усложнение предмета отображения.

Задача журналиста: объяснить происходящее: проникнуть вглубь, в суть произошедшего, установить неочевидные связи. Способ отображения действительности – публицистический анализ. Публицистический анализ предполагает 4 операции:

1.Установление причин, предыстории, истоков произошедшего (выбирать самые реальные, каждая причина – факт).

2.Установление полной (всей) сути произошедшего (что произошло, что происходит, ответ полный – это лишает аналитическую журналистику быть желтой, так как раскрывается объективно, со всех сторон, плюсы и минусы). Журналист над ситуацией. У журналиста своя опорная идея, хотя может совпадать с одной из позиций.

3.Установление следствий, то есть будущего развития ситуации, произошедшего (зачем это произошло, с какой целью, что из этого будет дальше).

4.А что с этим делать. Выработка программы действия по этой ситуации, что аудитории и всем исполнителям выполнять.

Что значит проанализировать – вскрыть причинно-следственные связи произошедшего с целью выработки программы действий.

Рабочая идея чаще всего открытая!

Аналитическая журналистика выполняет социальные функции по решению преодоления узлов современности (выработка решения).

Уровни аналитичности:

1.Журналистский текст содержит только один компонент анализа (причины или картина свершившегося, версия или рабочая идея).

2.Содержит 2 или 3 компонента в разных комбинациях.

3.Когда включены все 4 компонента.

ЦРА (цепная реакция анализа) – метод последовательного развертывания произошедшего, когда каждый последующий этап (аспект) вытекает из предыдущего и является началом следующего (логика). Виды анализа действительности: экономический, политический или другие.

- Фактографический метод, представляющий собой фиксацию наиболее зримых («опознавательных») черт предмета отображения, неизбежен при подготовке текстов информационных жанров.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА. Два основных - рационально-познавательные и художественные методы. Эти методы включают в себя два уровня познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень познания

- Метод наблюдения. Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Целенаправленно. Виды наблюдения: открытое и скрытое (люди не знают, что за ними наблюдает журналист), «включенное» (журналист принимает участие в событии, действии) и «невключенное» (наблюдение со стороны), прямое и косвенное (опосредованно наблюдает), кратковременное и длительное.

- Метод проработки документов. Основа - контент-анализ - требует изучения большого массива однотипных документов по определенным параметрам этих документов.

- Методы интервью, беседы, опроса, анкетирования. Опрос – это такой метод получения информации, когда журналист пытается выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же вопросу. Анкетирование – метод, близкий к опросу, однако обладающий своими особенностями.

- Метод эксперимента. Существует две основные разновидности эксперимента. В первом случае журналист «меняет профессию»: «включается» в какую-то сферу деятельности в качестве исполнителя определенной роли, должности, становится членом какого-то коллектива. Во втором случае он специально организует какую-то ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает, оставаясь при этом в роли журналиста.

Методы познания в аналитической журналистике: формально-логические (методы выводного знания) и содержательно-логические (диалектические методы).

Формально-логические методы – это сведения, полученные по законам логики, путем соответствующих умозаключений из известного (старого) знания.

Виды:

- индуктивное умозаключение (индукция) – от частного к общему. Может быть полная (изучения каждого предмета класса => умозаключение обо всем классе) и неполная (изучение отдельных предметов класса => умозаключение обо всем классе) индукция.

- дедуктивное умозаключение (дедукция) – от общего к частному.

- традуктивное умозаключение (традукция). Подразделяется на сравнение и аналогию (проводится по главным существенным единым признакам). Исходя из сходства нескольких признаков двух или более явлений делается вывод о сходстве всех других признаков этих явлений.

Содержательно-логические методы – принимают во внимание изменчивость и непостоянство изучаемого предмета.

- метод анализа - разложение целого предмета на составные его части, изучение связей.

- метод синтеза - обратная операция, когда части соединяются, и мы получаем обогащенное знание о предмете. Методы анализа и синтеза дополняют друг друга и не существуют друг без друга.

- гипотетический метод (гипотеза) – это предположение, основанное на достоверных фактах, способное дать истинное значение. Носит вероятностный характер. Из области неочевидного.

- метод историзма – выявляет индивидуальные черты развития какого-либо предмета. Момент и история возникновения чего-либо, плавные этапы в его развитии, что он представляет сейчас.

- метод логический – выявляет сущностные прямые связи предмета.

-частные, конкретные методы. Применяются журналистом для истолкования предмета (описание, причинно-следственный анализ, оценки, прогноз, формулирование программ действий).

Художественный метод - применение авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом». Вариант применения элементов метода. Создание публицистических образов, ограниченные «правдой факта».

Специфика конкретных жанров

Корреспонденция – анализирует, объясняет материальную подробность происходящего. Сообщает о частном моменте, произошедшем с частными людьми.

Предмет отображения – совокупность фактов, частный момент социальной практики: конкретное место, конкретные люди и конкретные действие.

Задача журналиста – объяснить (проанализировать) причинно-следственные связи предмета.

Целевая установка жанра – постановка исследования и предложение способов разрешения конкретной проблемы действительности.

Способ отображения действительности – публицистический анализ – установление причинно-следственных связей с последующим синтезом.

Способ разработки темы – цепная реакция анализа конкретной ситуации совпадает с отдельными, относительно самостоятельными фактическими сигналами.

Анализ в корреспонденции осуществляется на системе взаимосвязанных фактов, на отборе фактов. Корреспонденция строится на фактах, не апеллирует к эмоциям, чувствам.

Комментарий передает оттенки понимания происходящего. Выражает субъективное оценочное мнение, но с документами!!!

Предмет отображения – злободневное событие (высказывание, поведение, принятое или принимаемое решение, документ, новшество и т.д.).

Задача журналиста – подробно разобрать предмет с идеологической позиции.

Целевая установка жанра – прямое объяснение предмета для коррекции общественного мнения по данному вопросу.

Способ отражение действительности – публицистический анализ, комментирование предмета.

Способ разработки темы – установление причинно-следственных связей предмета с определенных идеологических позиций, толкование мотивов, обусловивших возникновение или свершение явления.

Аналитический репортаж – сообщение о каком-то событии, при участии в этом событии, то есть образном участии. С точки зрения ценностных восприятий, создать образ события. Специфическая особенность – наблюдение.

Предмет отображение – динамическое событие в движении. Пространство, время (в определенное, за определенное время). Полноценный сюжет, начало, развитие, кульминация, развязка. Имеет точную хронологическую последовательность. Динамичное событие – только, когда журналист наблюдает за естественным ходом события. Пассивное событие (статичное) – когда журналист сам задает движение события. Журналистский эксперимент – журналист полностью инициирует все событие.

Задача журналиста – воссоздать событие глазами очевидца, включить читателя в его переживания, создать образ события через личностное восприятие журналиста.

Целевая установка жанра – наглядное обоснование ценностных отношений, лежащих в основе события, коррекция идеальных представлений общества.

Способ отражения действительности – создание эффекта присутствия: главное настоящее время, набор ярких, неповторимых, оригинальных деталей (плюс реплики), эффект неожиданности, описание от 1го лица, выражение собственных эмоций и чувств. Отражение поступательного развития реального события с предельной наглядностью, порождающей эффект присутствия.

Виды репортажа: - актуальный (о событии, которое актуально) - проблемный (существует проблема, в ее границах событие) - специальный (выезд в другие регионы, страны, специально оттуда картину происходящего) - «испытано на себе» - метод маски

Аналитическое интервью. Предмет отображения – явления или события, затрагивающие интересы многих людей.

Задача журналиста – передать процесс совместного поиска истины журналистом и участников интервью, объяснить, таким образом, сущность явления или события, затрагивающих интересы многих людей.

Целевая установка жанра – объяснение в диалогической форме общественного значения предмета на основе его понимания специалистами или очевидцами (собеседником), наглядная демонстрация методов осмысления конкретной проблемы.

Способ отражения действительности – диалогическая (драматургическая) форма последовательного анализа предмета.

Рецензия. Принадлежит к литературно-художественной критике. Два типа – специальная (пишется специалистом, критиком для специалистов) и журналистская (пишется для массовой аудитории). Журналистская рецензия способствует искусству восприятия. Полноценный анализ художественных достоинств и недостатков произведения с целью воспринять те образы, которые в произведении существуют.

Предмет отображения – одно конкретное произведение искусства.

Задача журналиста – выявить практическую роль произведения искусства в духовной жизни общества.

Целевая установка жанра – воздействие на процессы освоения конкретного произведения массовым читателем через объяснение его художественных особенностей. Журналист опирается на две основы – эстетика того языка, на котором создано произведение, и личностное восприятие произведения.

Аналитическое письмо. Предмет отображения – реальная проблема социальной практики (событие, чье-либо действие, конфликт).

Задача автора письма – разыскивать собственную позицию или мнение относительно проблемы, предложить программу ее решения, убедить широкий круг сограждан в ее правоте и действительности, активизировать деятельность в контрольных инстанциях.

Целевая установка – опираясь на собственное мнение объяснить, почему данное явление требует повышенного общественного внимания, скорректировать практическое действие людей и организаций.

Способ отражения действительности – анализ конкретной проблемы, развертывание конкретной проблемы, ее решения или определенные рекомендации.

Аналитический отчет. Предмет отображения – совещание или конференция, руководящей инстанции, социальный институте, общественной организации, на предприятии и т.д. Организовано массовое предприятие, которое призвано выработать и принять ответственное решение.

Задача журналиста – детально изложить ход дебатов, наглядно продемонстрировать особенности выработки решений на этом мероприятии.

Целевая установка жанра – разъяснить общественную значимость принятого конкретного решения, определить компетентность и ответственность, обсуждение намеченной программы действия.

Аналитические жанры по Тертычному (кроме перечисленных выше):

- АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОПРОС. Объединение в одном тексте нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос.

- СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ - тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них).

- МОНИТОРИНГ - определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности.

- РЕЙТИНГ - осуществление определенной «ранжировки» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. По сути, сравнительный анализ.

- СТАТЬЯ публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, процесс, явление. Разновидности: общеисследовательская статья (анализирует общезначимые, широкие вопросы), тактико-аналитическая статья (анализирует конкретные проблемы, события, действия, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности), полемическая статья (повод - выступление или публикация, задевающее как-то интересы автора, его издания).

- ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ. Предмет - наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно.

- ОБОЗРЕНИЕ - единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации.

- ОБЗОР СМИ - изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме. Различают обзор-презентацию, тематический обзор и безадресный обзор (рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой, нет ссылок на обозреваемые издания).

- ПРОГНОЗ - суждения о будущем.

Метод экстраполяции (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его) – проецирование основной тенденции развития исследуемого явления в целом на будущее этого явления.

Метод аналогии. Аналогия – один из видов сравнения, когда на основе совпадения ряда основных признаков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают.

Метод сценариев. Подобный метод исходит из того, что сложные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда факторов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит – возможны и разные результаты этого влияния (т.е. будущие состояния исследуемого явления).

- ВЕРСИЯ - базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Исследования действительности, определяемый как «домысел», «вымысел».

- ИСПОВЕДЬ. Наиболее распространенные цели исповеди: объяснить необычный поступок, показать пример преодоления беды, поделиться опытом успешной карьеры, сделать саморекламу.

- РЕКОМЕНДАЦИЯ (СОВЕТ) - публикация текстов, содержащих рекомендации (советы) по поводу того, как надо решать те или иные задачи, является ответом на соответствующие информационные ожидания аудитории.

- АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ. Пресс-релизом называется подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты.