logo search
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

28.Социальные типы демократической журналистики.

В качестве «четвертой власти» в демократическом обществе (в усло­виях различающихся социально-экономических систем, при всех разли­чиях парламентской и президентской форм государственного устройства и режима правления) журналистика осуществляет принцип демократиз­ма путем участия в делах государства, способствуя через свои выступле­ния принятию важных политических решений.

Журналистику как социальный институт демократического общества (состоящего из трех подструктур («тел») - гражданской, экономической, государственной) образуют три социальных типа СМИ.

Первый социальный тип - СМИ гражданского «тела» общества, кото­рое является ведущей силой преобразований на пути к новой цивилиза­ции. Гражданское общество - это область «самостояния» человека как гражданина (а не подданного), активно добивающегося и реализующего свои гражданские права.

Начальным постулатом, в соответствии с которым может быть развер­нута система современных представлений по проблеме «журналистика гражданского общества», является всеми признаваемый (но часто за­бываемый) тезис о суверенитете народа как основе демократии. Консти­туция Российской Федерации провозглашает: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через ор­ганы государственной власти и органы местного самоуправления».

В соответствии с этим гражданское «тело» - основа общества. Для гражданского общества характерны возможность и, более того, необхо­димость свободного объединения граждан в различные организации, вы­ражающие и отстаивающие их интересы в самых разных областях - поли­тической, экономической, социальной, культурной, творческой и т.д. Это политические партии, профессиональные союзы, творческие ассоциации, различные общества (ветеранов, инвалидов, молодежные, женские, дет­ские и т.д.), кооперативы (производственные, жилищные, сбытовые и др.), производственно-коммерческие структуры, органы общественного самоуправления (муниципалитеты) и контроля, спортивные, культурные, благотворительные, церковные, правозащитные и др. организации, орга­низации типа Красного и Зеленого Креста и т.д. вплоть до обществ потре­бителей, защитников животных, любительских объединений и прочих. Независимые от государства (но действующие по закону), все эти само­деятельные организации составляют структуру гражданского общества, и чем более она развита, тем значимее его роль. От развитости и активнос­ти различных составляющих гражданского общества зависит уровень де­мократичности организации всего общества.

В структуре гражданского общества свое место занимает и создавае­мая соответствующими объединениями или отдельными гражданами журналистика гражданского общества. Единая в своей независимости от государства, эта журналистика состоит как бы из трех «секторов», выра­жающих частные интересы своих учредителей и владельцев - СМИ орга­низаций, открыто отстаивающие их позиции и выходящие на их средства, хотя могут и приносить прибыль, - политических партий, ассоциаций предпринимателей, творческих и ученых союзов, объединений ветера­нов, инвалидов и т.д. и т.п.; СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли (но, разумеется, занимающие определенную позицию, хо­тя и явно не связываемую с платформой конкретной партии или союза); СМИ различных неполитических организаций (ветеранов, инвалидов, Красного Креста и т.д.), имеющие «узкую» специализацию и специфиче­скую аудиторию.

Второй социальный тип - государственные СМИ, создаваемые раз­личными структурами власти, как общефедеральной, так и региональ­ной. В ряде стран (напр., в США) государственных СМИ нет вообще (кроме бюллетеней, печатающих официальные документы и выступле­ния); в некоторых нет государственной прессы, но есть ТВ и РВ, а так­же агентства (хотя часто управляемые специальными органами, а не не­посредственно назначаемыми руководителями). Считается, что на деньги налогоплательщиков («общие») нельзя выпускать СМИ, пред­ставляющие «частную» точку зрения того или иного государственного института. Ведь все ветви власти (исполнительная во главе с Прези­дентом, который имеет также и некоторые законодательные полномо­чия; представительная - от парламента до городского собрания; су­дебная) представляют в своих позициях не всех, а большинство. Так складывалось издавна. Однако в принципе (и это становится все оче­виднее) государственные институты, несмотря на то, что у власти стоит победившее большинство, должны быть всеобщим представителем и учитывать точку зрения, позицию, интересы меньшинства. И государст­венные СМИ в перспективе обязаны, в отличие от СМИ гражданского общества, представлять «общие» интересы, хотя реализовать такой подход и очень трудно.

Третий тип - государственно-общественные СМИ, которые могут мак­симально полно реализовать общие интересы. Эти СМИ - при надлежа­щей организации дела - как раз и призваны выступать с общенародной, общенациональной позиции и предлагать общеприемлемые решения по спорным проблемам жизни общества. Такова трудная, но непременно требующая реализации миссия этого отряда журналистики. Непременное условие достижения успеха - пропорциональное представительство в ру­ководстве «третьим» социальным типом журналистики всех значимых ин­ститутов гражданского общества и государственных органов, притом де­легировать следует тех, кто настроен на достижение согласованных решений и способен на преодоление неизбежных трудностей их выра­ботки. Выполнить такую роль может Национальный Совет по СМИ. И, как увидим далее, создание системы государственно-общественных СМИ яв­ляется центральной задачей для журналистики развитого демократичес­кого общества. СМИ, создаваемые институтами одной ветви власти (пра­вительством страны или администрацией района) вместе с отдельными структурами гражданского общества (группой банков или редакцией га­зеты), лишь по видимости являются «государственно-общественными», так как при их организации не соблюден главный принцип - представи­тельство всех институтов.

Таким образом, складывается три социальных типа журналистики - СМИ гражданского общества, государственные СМИ и государственно-общественные СМИ.

В полной мере реализоваться возможности всех трех типов СМИ могут при условии ясного понимания и признания внутренних закономернос­тей функционирования журналистики в демократическом обществе.

29.