28.Социальные типы демократической журналистики.
В качестве «четвертой власти» в демократическом обществе (в условиях различающихся социально-экономических систем, при всех различиях парламентской и президентской форм государственного устройства и режима правления) журналистика осуществляет принцип демократизма путем участия в делах государства, способствуя через свои выступления принятию важных политических решений.
Журналистику как социальный институт демократического общества (состоящего из трех подструктур («тел») - гражданской, экономической, государственной) образуют три социальных типа СМИ.
Первый социальный тип - СМИ гражданского «тела» общества, которое является ведущей силой преобразований на пути к новой цивилизации. Гражданское общество - это область «самостояния» человека как гражданина (а не подданного), активно добивающегося и реализующего свои гражданские права.
Начальным постулатом, в соответствии с которым может быть развернута система современных представлений по проблеме «журналистика гражданского общества», является всеми признаваемый (но часто забываемый) тезис о суверенитете народа как основе демократии. Конституция Российской Федерации провозглашает: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
В соответствии с этим гражданское «тело» - основа общества. Для гражданского общества характерны возможность и, более того, необходимость свободного объединения граждан в различные организации, выражающие и отстаивающие их интересы в самых разных областях - политической, экономической, социальной, культурной, творческой и т.д. Это политические партии, профессиональные союзы, творческие ассоциации, различные общества (ветеранов, инвалидов, молодежные, женские, детские и т.д.), кооперативы (производственные, жилищные, сбытовые и др.), производственно-коммерческие структуры, органы общественного самоуправления (муниципалитеты) и контроля, спортивные, культурные, благотворительные, церковные, правозащитные и др. организации, организации типа Красного и Зеленого Креста и т.д. вплоть до обществ потребителей, защитников животных, любительских объединений и прочих. Независимые от государства (но действующие по закону), все эти самодеятельные организации составляют структуру гражданского общества, и чем более она развита, тем значимее его роль. От развитости и активности различных составляющих гражданского общества зависит уровень демократичности организации всего общества.
В структуре гражданского общества свое место занимает и создаваемая соответствующими объединениями или отдельными гражданами журналистика гражданского общества. Единая в своей независимости от государства, эта журналистика состоит как бы из трех «секторов», выражающих частные интересы своих учредителей и владельцев - СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции и выходящие на их средства, хотя могут и приносить прибыль, - политических партий, ассоциаций предпринимателей, творческих и ученых союзов, объединений ветеранов, инвалидов и т.д. и т.п.; СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли (но, разумеется, занимающие определенную позицию, хотя и явно не связываемую с платформой конкретной партии или союза); СМИ различных неполитических организаций (ветеранов, инвалидов, Красного Креста и т.д.), имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию.
Второй социальный тип - государственные СМИ, создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной. В ряде стран (напр., в США) государственных СМИ нет вообще (кроме бюллетеней, печатающих официальные документы и выступления); в некоторых нет государственной прессы, но есть ТВ и РВ, а также агентства (хотя часто управляемые специальными органами, а не непосредственно назначаемыми руководителями). Считается, что на деньги налогоплательщиков («общие») нельзя выпускать СМИ, представляющие «частную» точку зрения того или иного государственного института. Ведь все ветви власти (исполнительная во главе с Президентом, который имеет также и некоторые законодательные полномочия; представительная - от парламента до городского собрания; судебная) представляют в своих позициях не всех, а большинство. Так складывалось издавна. Однако в принципе (и это становится все очевиднее) государственные институты, несмотря на то, что у власти стоит победившее большинство, должны быть всеобщим представителем и учитывать точку зрения, позицию, интересы меньшинства. И государственные СМИ в перспективе обязаны, в отличие от СМИ гражданского общества, представлять «общие» интересы, хотя реализовать такой подход и очень трудно.
Третий тип - государственно-общественные СМИ, которые могут максимально полно реализовать общие интересы. Эти СМИ - при надлежащей организации дела - как раз и призваны выступать с общенародной, общенациональной позиции и предлагать общеприемлемые решения по спорным проблемам жизни общества. Такова трудная, но непременно требующая реализации миссия этого отряда журналистики. Непременное условие достижения успеха - пропорциональное представительство в руководстве «третьим» социальным типом журналистики всех значимых институтов гражданского общества и государственных органов, притом делегировать следует тех, кто настроен на достижение согласованных решений и способен на преодоление неизбежных трудностей их выработки. Выполнить такую роль может Национальный Совет по СМИ. И, как увидим далее, создание системы государственно-общественных СМИ является центральной задачей для журналистики развитого демократического общества. СМИ, создаваемые институтами одной ветви власти (правительством страны или администрацией района) вместе с отдельными структурами гражданского общества (группой банков или редакцией газеты), лишь по видимости являются «государственно-общественными», так как при их организации не соблюден главный принцип - представительство всех институтов.
Таким образом, складывается три социальных типа журналистики - СМИ гражданского общества, государственные СМИ и государственно-общественные СМИ.
В полной мере реализоваться возможности всех трех типов СМИ могут при условии ясного понимания и признания внутренних закономерностей функционирования журналистики в демократическом обществе.
29.
- 1.Журналистика. Её истоки и предпосылки возникновения.
- 2.Массовая информация в системе категорий журналистики.
- 3.Потенциальная, принятая и реальная информация.
- 4.Информативность сообщения и условия ее достижения. Понятие информационной насыщенности текста.
- 5. Семантика, синтактика, прагматика журналистского текста.
- 6. Дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная информация.
- 7.Специфика массово-информационной деятельности.
- 8. Понятие функции применительно к журналистике.
- 9. Функции журналистики как отражение социальных потребностей.
- 10. Функции журналистики как система, их взаимодействие.
- 11. Понятие «идеология» и идеологические функции сми.
- 12. Культуроформирующие, рекламно-справочные и
- 13. Социальная позиция журналиста. Механизмы её формирования.
- 14. Взаимодействие общечеловеческого и группового в формировании социальной позиции.
- 15. Демократизм и гуманизм как составляющие соиальной позиции.
- 16. Принципы журналисткой деятельности и проблема принципиальности
- 17. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма
- 18. Термины «свобода», «необходимость», «ответственность» в преломлении к журналистике
- 19. Возникновение лозунга свободы печати и его предпосылки
- 20. Экономически условия и факторы свободы сми
- 21.Юридическая сторона свободы журналистики
- 23. Либертарианская система журналистики.
- 26. Журналистика как «четвертая власть». Содержательное наполнение понятия.
- 27. Понятие «информационный порядок» и пути его достижения.
- 28.Социальные типы демократической журналистики.
- 30. Информационная борьба и информационная безопасность в сфере сми.
- 31. Массово-коммуникационные средства журналистики.
- 32. Инфраструктура средств массовой информации.
- 33. Взаимодействие средств массовой информации.
- 34. Глобализация информационных процессов.
- 35. Журналистика и массовое сознание.
- 36. Структура массового сознания. Функции его основных элементов
- 37. Массовая культура и сми.
- 38. Виды журналистской деятельности и формирование
- 39.Информационная политика сми и формы ее реализации.
- 40. Типы журналистского творчества
- 41 Результативность журналистики и ее формы
- 42 Действенность журналистики и пути ее повышения
- 43.Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией
- 44 Творческие факторы эффективности
- 46. Характеристика закона рф о сми
- 47. Права и обязанности журналистов согласно Закону рф «о сми»
- 48.Журналистская этика
- 49. Авторское право журналистов
- 50. Опровержение в периодическом печатном издании
- Структура информационного рынка россии