logo search
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

32. Инфраструктура средств массовой информации.

Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраст­руктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики.

-снабжение газет, журналов, телерадиоорганизаций всем необходимым для их успешной дея­тельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д.,

-обеспечение доставки информационной продукции потребителям.

Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией. Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро,— пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, нала­живанию контактов с журналистами и т.д. (Ассошиэйтед Пресс, ИТАР-ТАСС, Риа-Новости, Лента.Ру. СтавИнформ-бывш)

Первые агентства, располагая значительной по количеству и разветв­ленной сетью корреспондентов, используя технические средства быстрой (сначала телеграф, затем телефон, телетайп, телекс, телефакс с использо­ванием наземных и космических средств) связи, собирали и обрабатывали большой объем информации, оперативно передавая ее СМИ за соответст­вующую плату. Использовать эту информацию можно было лишь со ссыл­кой на источник.

Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются минис­терствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организа­циями в целях налаживания отношений со средствами массовой инфор­мации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов.

Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью (так обычно переводят с англ. термин «public relation» часто используется абривиатура PR). Но их функции ши­ре, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны, по­скольку их основная задача - создание цельного образа (имиджа) «заказ­чика» - политического деятеля, предпринимателя, менеджера, ученого, артиста и т.д.

Техническую часть инфраструктуры составляют предприятия полиграфии; технические центры телевидения и радио; предприятия связи, в том числе космической; организации, занимающиеся книготорговлей, подпис­кой, распространением, доставкой прессы; производители телевизоров и радиоприемников, бумаги, пленок, оргтехники, технических средств для СМИ и т.д. Через них журналистика практически «входит» во все отрасли экономики и культуры страны.

Система работы с кадрами - особая часть инфраструктуры журналистики. В нее входят факультеты и отделения журналистики университе­тов, готовящие журналистов подразделения других учебных заведений (в т.ч. коммерческих), различные семинары, курсы, занимающиеся повыше­нием квалификации работников печати, радио и телевидения.

Организационно-управленческая инфраструктура включает множе­ство социальных институтов самого разного уровня - от парламентских, занимающихся законодательством в области журналистики и ее инфраст­руктур, до местных органов власти, ведущих, в частности, регистрацию выходящих на определенной территории СМИ.