logo search
Основы теории журПрограмма

29.Федеральный Закон «о рекламе»(1995). Понятия, общие требования к рекламным материалам. Характериктика запрещенных видов рекламы (недобросовестная, недостоверная и т.Д.).

Закон РФ «О рекламе»(1995).

30.Закон «О рекламе». Реклама отдельных видов товаров. Защита несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Реклама в СМИ. Ответственность журналистов, их права и обязанности при ведении рекламной деятельности.

Закон РФ «О рекламе» (1995).

Контрольная по курсу «Основы журналистики» (2009- 2010 учебный. год)

Для получения зачета за контрольную работу необходимо подготовить обзор 5 общероссийский газет и пяти общероссийских журналов. Объем - от 10 до 20 страниц (компьютерный набор: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный. Поля: верхнее и нижнее 2,5 см, левое 3, правое 1,5 см. ). Сдается – до 1 декабря. Студент допускается к экзамену по курсу только при зачтенном обзоре. На экзамене по курсу задаются вопросы по обзору.

Для написания обзора необходимо:

-прочитать литературу по проблеме типологии газет и журналов (см. Система средств массовой информации России. М., 2001, Основные каналы СМИ. Томск,2003 (составитель метод. разработки Кручевская Г.В.) Журнальная периодика России. М.,1996. Щербаков А. Организация работы редакции журнала. М.,1987 (о классической классификации журнала). И др.

- выбрать типологически различные издания ( например, газеты – качественная, массовая, бульварная; общественно-политическая и специализированная, а также политическая, религиозная, деловая и т.д. См. терминологию и классификации в пособиях).

-познакомиться с несколькими номерами изданий

и, используя теоретические знания по типологии, представить газету или журнал таким образом, чтобы читатель получил о нем достаточно полное представление.

- определите тип издания (см. «Основные каналы СМИ» - общественно-политическое, специализированное и пр.), его основные типологические признаки.

-дать обзор одного конкретного номера каждого издания за 2009-2010 год (осень, зима), указав дату выхода, номер.

Обязательно обратить внимание и указать: учредителя издания, как долго оно выходит, место распространения (всероссийская, международная. областная, газета и т.д.), тираж, если есть – девиз издания, объем и формат. (Эти данные приводятся в каждом номере издания.) Указать расчетную аудиторию издания: нередко в номере даны указания: «газета для деловых людей», «женский журнал» и т.д., эти утверждения нужно дополнить собственными соображениями («действительно, это женский журнал, т.к. предлагает темы, интересующие прежде всего женскую аудиторию, а именно…»). Если в издании нет прямого указания на аудиторию, сделайте выводы, познакомившись с его содержанием. Необходимо описать основную тематическую направленность, проблематику издания. Это не значит, что можно просто перечислить рубрики издания: надо представить и их содержание. Например, рубрика «Новости» может быть в общественно-политической газете и содержать последние столичные новости или новости в масштабе страны, и в научном журнале, включая «новости химии» или математики). Цель обзора – проанализировать периодические издания с позиций типологии, показать, что пресса (газеты и журналы) разнородны, несут различную информацию, ставят разные задачи, рассчитаны на различные аудиторные группы.

Ошибки: Дословно списывается текст из пособий, даже без указаний на цитирование; просто скачиваются из Интернета данные об издании, а анализ конкретного номера не делается; нет сопоставления изданий, собственных выводов и т.п.

Литература.

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М.,1991 или 1994,1999.

Вартанова Л. и др. От государства – к рынку России//Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 1994, №1

Гаврилов Э. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». М., 1993.

Гоуазер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997.

Власть, зеркало или служанка (под ред. Засурского Я.Н.) , в 2-х т. М., 1998.

Дискуссия о властных возможностях журналистики в журнале «Четвертая власть». 1996, №№1-6.

Дискуссия в журнале «Журналист» об экономической независимости СМИ: 1992, №5-6.

Закон РФ «О средствах массовой информации»(1991, поправки 1995-2010 гг.).

Засурский И. Масс-медиа второй республики. МГУ, 1999.

Засурский Я., Вартанова Е., Засурский И. Средства массовой информации постсоветской России.М., 2002.

Землянова Л.М.коммуникативистика и средства информации. М., 2002.

Игнатов Н., Мотков С. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения//Вестник МГУ, 1997, №1.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.,2001, 2005.

Коханова Л.А., Калмыков А.А. основы теории журналистики. М., 2009.

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М.,2000 и др. лет издания.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.,1999.

Основные каналы СМИ (составитель Г.В.Кручевская),Томск, 2003.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики.М.,2005.

Прохоров Е.П. Власть ли пресса?//Журналист,1995, №5.

Прохоров Е.П. Журналистика – 4 власть?// Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 1993, №2.

Прохоров Е.П. Формирование социальной позиции журналиста// Вестник МГУ. Серия Журналистика, 1992, №1.

Рубрика «Этика» в журнале «Журналист».

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М.,1999.

Свитич. Профессия: журналист.М., М., 2003.

Сиберт Ф., Шрам У. Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Система средств массовой информации России. М.. 2001, 2003.

Щербаков А.С. Организация работы редакции журнала. М., 1987.

б) Дополнительная литература:

Авраамов Д.С. Призраки Пролеткульта (анализ кодекса)//Журналист,1995. №1.

Бетанели Н. Общественное мнение и СМИ: что мешает взаимодействию?//Журналист, 1996. №11-12.

Васильева Т.В. и др. Теле- и радиоинформация. ЛГУ, 1987. Радиожурналистика. М., 2000.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»(1993).

Законодательство РФ о СМИ. М., 1996.

Телевизионная журналистика. МГУ. 1994 (1998, 2000, 2004).

Теплюк В.М. Этика журналистского творчества,1980.

Федеральный закон РФ «О рекламе» (1995 г.).

Щербаков А.С. Что есть журнал?// Журналист, 1980.

Юровский А. История советской тележурналистики. М., 1982.

в) программное и коммуникационное обеспечение:

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. По всем ее разделам разработаны программы, соответствующие материалам учебников и дополнительной литературы. С содержанием учебной дисциплины, программами и необходимыми текстовыми материалами студенты могут ознакомиться в локальной Интернет-сети факультета.