Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 1
По книге: Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном (Таллинн, 1994).
Точка зрения – позиция, с которой ведется киноповествование. В кино точка зрения подвижна и сочетает в себе две основных возможности смотреть на вещи – внутреннюю (глазами персонажа) и внешнюю (глазами стороннего наблюдателя). Это частные реализации общего правила функционирования точек зрения в искусстве, которые бывают:
– объективными: ситуация изображается с «нейтральной» позиции, с которой зритель идентифицирует себя;
– субъективными: ситуация изображается с «непривычной» позиции, подчеркивающей существование другого воспринимающего, помимо зрителя, «глазами» которого дается изображение.
Пространство кадра – сегмент пространства, изображаемый в кадре (фрагменте; эпизоде) и соотносимый с внекадровым пространством, не изображенным, но семантически значимым; оба эти пространства образуют общее художественное пространство фильма.
Художественное пространство фильма – композиционная структура той реальности (художественного мира), которая создается в данном фильме. Текст любого вида искусства, в том числе и кино, создает свой образ реальности, и место действия, в котором происходят события, является художественным пространством этого текста.
В кино художественное пространство организуется с помощью соположения кадров (фрагментов; эпизодов) – монтажа. Наше сознание сочетает последовательно представленные кадры, устанавливает между ними систему а) пространственных и б) причинно-следственных отношений, и эти две операции создают представление о связном, геометрически непротиворечивом пространстве. Первая операция выявляется с помощью географического эксперимента Кулешова, вторая – с помощью эффекта Кулешова.
Киностиль – пространственно-временная форма киноповествования: организация фильма во времени (ритм, плавность переходов, длина фрагмента и т.д.) и пространстве (актер, декорация, свет и т.д.). Если элементы киноязыка как таковые присущи любому или почти любому фильму, то образуемый их сочетанием киностиль – это комплекс индивидуальных черт конкретного кинотекста.
Ритм – частота монтажных склеек и других визуальных воздействий.
Плоскость и объем – основные способы организации фонового пространства в кадре: с помощью плоских рисованных декораций, аналогичных театральным (до конца 1900-х годов), и с помощью соположения предметов в трехмерном пространстве и выстраивания перспективы (с начала 1910-х годов до современности).
Движение камеры – основной способ придания точке зрения подвижности. Основан на таком элементе киноязыка, как подвижность камеры (т.е. способность занять другое положение по отношению к снимаемой сцене).
Еще некоторые из основных элементов киноязыка, создающих киностиль фильма:
– изображение – композиция одного кадра; до изобретения звукового кинематографа – единственный способ киноповествования;
– свет – способ освещения кадра; различают нормативный («нейтральный») и экспрессивный (контрастный) свет;
– звук, музыка, слово.
- Основные понятия семиотики кино
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 1
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 2
- Киноцитата, интертекстуальность в кино
- Монтаж – 1
- Монтаж – 2
- Перспектива. Композиция кадра. Свет
- Хронотоп. Ритм
- Актер. Жест и мимика
- Точка зрения
- Кинематографические направления (общие типологические сведения).
- Зарождение кинематографических школ. Французская киномысль первой трети XX века
- «Фотогения»
- Формалисты
- Сборник «Поэтика кино» (1927)
- Тынянов ю.Н. «Кино – слово – музыка» (1924)
- Сергей Эйзенштейн
- По ту сторону игровой и неигровой (1928)
- О форме сценария (1929)
- Монтаж (1938)
- Бела Балаш и советские кинотеоретики 1920-х годов
- Бела Балаш
- Рудольф Арнхейм
- Зигфрид Кракауэр
- «Теория фильма» (1960)
- Андре Базен
- «Что такое кино?» (4 тома, 1958–1962)
- Тартуско-московская школа
- «Поэтика композиции» б.А. Успенского
- Умберто Эко
- «Отсутствующая структура» (1968)
- Ролан Барт
- «Проблема значения в кино» (1960)
- «Camera lucida: Комментарий к фотографии» (1980)
- Американская кинокритика
- Жиль Делёз
- «Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)