logo search
Лекция ред

Вольдеморт (Том Реддл) / Грендель и Дракон

В сюжетном построении того и другого произведения реализуется один из устойчивых фольклорно-мифологических мотивов – появление чудовища, с которым кроме героя-избранника никто не может справиться. Так обстоят дела и в Хеороте, где хозяйничает Грендель со своей матерью - «женочудовищем», и в вотчине Беовульфа, когда там просыпается потревоженный дракон, и в мире магов, где набирает силы Волан де Морт. Завязка действия начинается в тот момент, когда в Хеорот прибывает Беовульф с дружиной, а в Хогвартс – Гарри Поттер с друзьями.

Разумеется, Хогвартс не похож на Хеорот, разве что эпически масштабным размахом роскоши и великолепия. Золотые чертоги датского конунга, напоминают, скорее блистательный двор короля Артура, тогда как Хогвартс, отчасти похож на Оксфорд, как, впрочем, и на любой старинный английский университет, а отчасти на сказочный замок чародея. Но некоторая связь между ними все же существует – и палаты Хродгара, и школа магии имеют названия, образованные из древнеанглийских слов, где «Хеорот» означает «олень», а «Хогвартс» - «вепрь». Любопытно, что в тексте «Беовульфа» «вепри-хранители», бывшие священными животными у древних германцев, упоминаются не раз ‑ в частности, они украшает шлемы дружинников Беовульфа.

Фигура Дамблдора, который мудро властвует в Ховгартсе, подобно Хродгару в Хеороте, также напоминает даже самому неискушенному читателю о мифах и преданиях Старой Англии. Безусловно, Дамблодор вызывает ассоциации, прежде всего, с легендарным чародеем Мерлином, и многочисленными модификациями этого персонажа в романах-фэнтези (например, Гэндальфом во «Властелине колец» и др.), но относительно Гарри и Беовульфа у Дамблодора есть и определенное сходство с Хродгаром. Дамблдор и Хродгар - мудрые и могущественные старцы, нуждающиеся в помощи юных героев и одновременно покровительствующие им.

В образе Волан де Морта можно увидеть своеобразную контаминацию противников Беовульфа – чудовища по имени Грендель, и дракона, в схватке с которым Беовульф и погибает. Дракон германских мифов - это и дракон как таковой, и хтонический гигантский змей, и «огненный червь». «Змеиная ипостась» Темного лорда детально и последовательно прописана на страницах шести книг, правда, как это и положено в жанре «саспенса», в ахронологической последовательности. Впервые этот мотив звучит в самом начале первой книги, когда обнаруживается, что Гарри понимает змеиный язык. Затем выясняется, что владение змеиным языком является определяющей чертой черных магов и «змеиный след» связан с факультетом Слайзерин, основатель которого сам был в родстве с неким Великим Змеем. Когда Гарри Поттер впервые видит Волан де Морта (поселившегося в теле профессора Скиврелла), то перед ним предстает «самое ужасное лицо, которое Гарри когда-либо видел. Белое как мел, с горящими красными глазами и змеиными прорезями ноздрей».15 Во второй книге («Гарри Поттер и Тайная комната») эта тема достигает кульминации с появлением василиска – гигантского змея, убивающего взглядом. Подобно герою древних саг Гарри вступает в бой с чудовищем, практически не имея надежды остаться в живых, но побеждает благодаря своему отчаянному мужеству и помощи, посланной Дамблдором. В этом эпизоде органично задействованы элементы героического эпоса и рыцарских романов – начав сражаться, Гарри чудесным образом обретает меч легендарного героя Годрика Гриффиндора, который дается в руки только «истинному гриффиндорцу».

Сложнее и глубже связь образа Волан де Морта с первым противником Беовульфа – Гренделем, о появлении которого говорится, что «счастливо жили/ дружиннике в Зале/ пока на беду им/ туда не явилось/ ада исчадие»16 Далее Грендель именуется «пришельцем мрачным», «мужем злосчастным, жалким и страшным», живущим в болотных топях. Внешний облик Гренделя не описан в поэме, но указаны его отдельные детали – антропоморфность, гигантские размеры, чудовищная когтистая лапа. Грендель совершает ночные набеги на Хеорот, убивает и пожирает воинов, сеет ужас в сердцах людей Хродгара. Судя по всему, Грендель является оборотнем, который когда-то был человеком, но изгнанный за свои преступления из мира людей, потерял, согласно поверьям англосаксов, человеческий облик, постепенно превращаясь в чудовище.

Подобные метаморфозы происходят и с Волан де Мортом, о чем говорится в шестой книге («Гарри Поттер и Принц - полукровка»), где рассказывается история превращения юноши по имени Том Реддл в Темного лорда. Тот, кто впоследствии назовет себя Волан де Мортом, рождается от союза последней представительницы колдовского рода, числящего себя прямыми потомками «змееуста» Салазара Слайзерина и красивого юноши- «магла», сельского сквайра Томаса Реддла. Чтобы добиться взаимности Реддла девушке–волшебнице, чья внешность была безобразна, а семья пользовалась дурной репутацией, пришлось опоить его приворотным зельем. Мать Волан де Морта умирает, брошенная Реддлом на произвол судьбы, а ее новорожденный сын попадает в сиротский приют. И там душа будущего Темного лорда обращается ко злу. Он мечтает только о всеобъемлющей власти и мести. Повзрослев и обретя магическую силу, юноша убивает своего отца, мстя за позор и смерть матери.

Отцеубийство – один из самых тяжких грехов – перекликается с родословной Гренделя, который именуется «потомком Каина». «Не рад был Каин/ убийству Авеля/ братогубительству/ ибо Господь братоубийцу/ навек отринул/ от рода людского»17. Так и юный Том Реддл, наделенный, кстати, от рождения редкой красотой, постепенно «отпадает» от своих сородичей, как магов, так и просто людей, шаг за шагом превращаясь в чудовище. Гарри Поттер, погруженный Дамблдором в омут памяти, видит, как происходит эта трансформация. «Черты Волан де Морта были еще не теми, какие почти два года назад явились Гарри <…> в них было меньше змеиного, глаза еще пока не так сильно отливали багрецом, да и само лицо не превратилось в маску. И все же оно не было больше лицом красавца Тома Реддла. Это лицо казалось обожженным, черты утратили резкость, стали словно восковыми, перекошенными, белки глаз теперь уже навсегда налились кровью, хотя зрачки и не превратились пока в узкие щели, какими им предстояло стать».18 В четвертой книге («Гарри Поттер и Кубок огня») Волан де Морт, возродившись из небытия пьет кровь Гарри, что сближает его действия с каннибальскими трапезами Гренделя, который «хрустя костями/ плоть и остов,/ кровь живую/ впивал, глотая…»19

Тесно связан с обоими персонажами мотив гибели души: эпитет «проклятый» один из наиболее частотных эпитетов, характеризующих Гренделя. По замечанию Толкина это говорит о том, что «у Гренделя имеется душа, неподобная его телу, и эта душа будет подвергнута вечной каре: «мятущаяся душа, оказавшаяся во власти ада»20. О падении Волан де Морта, подробно рассказывается в одной из последних книг цикла, но мотив его «проклятости» обозначается уже в первой книге, в эпизоде убийства единорога. Мудрый кентавр Фиренце объясняет Гарри значение происшедшего: «На подобное злодейство способен пойти только тот, кому нечего терять, но кто хочет обрести все. Кровь единорога поможет остаться в живых, даже если ты окажешься на волосок от неминуемой гибели, но... очень дорогой ценой. Чтобы спасти себя, тебе придется погубить создание столь невинное и беззащитное, что, с того момента, как его кровь коснется твоих губ, жизнь твоя будет жизнью лишь наполовину, это будет жизнь проклятого существа». 21

Характерно, что в том и в другом случае «демонизм» передается этим персонажам по материнской линии. Значительное количество строк «Беовульфа» посвящено впечатляющему описанию матери Гренделя –«твари зломрачной, женочудовищу», поединок с которой становится для Беовульфа куда более опасным делом, чем бой с Гренделем. Образ забитой и жалкой матери Волан де Морта – Меропы нарисован не такими фантастическими красками как образ матери Гренделя «злобесной/ вод владычицы/ и бурь хозяйки». Её описание намеренно представлено в снижено - бытовом стиле ‑ Меропа и колдовать то толком не умеет, но, однако, является своего рода «женочудовищем». При помощи магии Меропа разлучает своего возлюбленного с невестой, погубив, в конечном итоге, и его, и своего сына и самое себя. Именно она передает Волан де Морту родовые черты наследников Слайзерина – непомерную гордыню, жестокость, неутолимую ненависть к тем, кто лишил их род былого могущества.