Сми и гражданское общество
Тема дальнейшего пути развития демократии, несмотря на то, как она русифицируется и замыкается. (важна для политологов).
Модель нормального развития демократического общества:
Рыночные отношения в экономике
Соблюдение прав человека
Уважение к закону, защищающему права человека
Публичность и информационная открытость власти, которая действительно подотчетна избирающему ее народу.
Демократические процессы нашей страны в последнее десятилетие, как раз определяют эти принципы.
Гражданское общество = открытое общество = информационное общество
Западные общества, которые выдвинули подобную модель, успешно реализуют ее. В России по-прежнему идут разговоры о том, существует ли у нас гражданское общество или нет.
Модель=проект
Проекты Гражданского общества:
Вестернизационный проект – связан с уверенностью в необходимости построения универсального мирового сообщества, в основе которого – универсальное понимание принципов демократии, научного и культурного прогресса, повсеместного распространения.
Модернизационный проект- представляет собой форму приспособлений традиционных обществ к условиям глобализации, то есть, суть модернизации – сохраняя свою культуру, свои национальные ценности суметь вписать и в структуру западной цивилизации.
Архаический проект– иначе звучит как фундаменталистский проект – отказ от ценностей западного мира и опора на идею возврата к истокам, глубинным основам народной мудрости
Канадский философ Чарльз Тэйлор говорит о том, что удовольствие или боль только толкают нас на проявление эмоций и рассматривает ГО по точкам зрения нескольких ученых:
Л-традиция (Джонн Локк): ГО как некое этическое сообщество, живущее по естественным законамдо и вне политики(мирная и разнообразная дополитическая жизнь общества)
М-традиция (Шарль Монтескье): ГО как набор независимых ассоциаций граждан, опосредующихотношения между индивидом и государством, и в случае необходимости защищающих свободу индивида от посягательств власти. Исходный пункт – сильное централизованное государство, где ассоциации граждан защищают себя от государства. Они – школа свободы.
Гегель синтезировал Л-традицию и М-традицию: ГО в его понимании – одна из ступеней развертывания этической жизни, чьи противоречия будут сняты только с появлением государства, реализующего всеобщий интерес.
Неосентиментализм– эпоха после постмодернизма, пример «Смилла и ее чувство снега»
Ошибка на ГОСЭКЗАМЕНЕ:
Вульгарный вариант ГО – густая сеть гражданских ассоциаций, которая содействует стабильности и эффективности демократической формы правления как путем влияния объединений на душевный склад граждан, так и посредством способности ассоциаций призывать их под знамена общественных деяний.
Отечество=общество, государство= общественность. В 40е годы 19 века Берлинский, Герцин и Огонев продолжают эту идею. Общественность с их точки зрения – это прогрессивная часть общества.
Идеи ГО в русском менталитете:
Государственно – патерналистский комплекс (характерен для России).
Патернализм (лат. – отцовский, отеческий):
покровительство, опека старшего поколения по отношению к младшим, подопечным;
в трудовых отношениях (почти не употребляется в России) – система дополнительных льгот и выплат на предприятиях за счет предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения.
В международных отношениях – опека крупных государств над более слабыми странами, колониями, подопечными территориями.
Психология уравнительства.
На индивидуальном уровне психологию уравнительства питает подсознательное ощущение социальной слабости личности. Уравнительство играет роль своеобразного конденсата. Если человек живет плохо, его утешает мысль «у других хуже».
В русском менталитете не сформирована этика успеха – уважение к людям, добившимся успеха, даже если это «self made man». Это связано со слабой ответственностью за свою жизнь, с перенесением ее в надличностные инстанции – например, «не судьба».
Прочесть. Колесов «Как русский менталитет отражается в русской литературе и русском языке»
Своеобразное понимание свободы.
Бердяев «Эрос…» Понимание свободы в нас всегда несет отпечаток правового нигилизма и пронизано тягой к анархии (Булгаков «Собачье сердце»).
Соборность.
В советские годы – один за всех и все за одного.
По сути – это правда всегда за большинством.
На самом деле, необходимым условием для ГО является существование определенного типа личности, доминирование в обществе этих людей.
Личность:
Высокий уровень индивидуальной автономии – моя свобода по отношению и к обществу, и к государственной власти (самодостаточность).
Способность конструктивно взаимодействоватьс другими личностями во имя общих целей, интересов, ценностей (например, волонтерствоя).
Способность подчинять свои частные интересыи способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах.
Субъект ГО:
Человек, знающий, что собственные действия – наилучший способ защиты своих интересов, решения волнующих их экономических, социальных, политических проблем.
Человек, знающий, что добиться реальных результатов можно, лишь объединив свои действия с действиями других людей.
НГО и НПО – единицы Гражданского общества – негосударственные и неправительственные структуры (например, Комитет солдатских матерей).
- Актуальные проблемы журналистики
- Сми и гражданское общество
- Российская пресса как фактор становления гражданского общества.
- Типы контроля над сми:
- Манки для размышления в дипломах:
- Новые медиа и интернет-технологии. Своеобразие сми в эпоху межличностной, персонифицированной коммуникации.
- Типология.
- Сми и бизнес. Сми и власть в новой общественной ситуации.
- Теория «Четвертой власти»
- Функции сми
- Дискурс
- Концепция «других»