logo search
Вопросы к экзамену ОТЖ

Современная российская журналистика как журналистика переходного периода.

Современная российская журналистика находится в поиске оптимальной модели своего построения и функционирования. Сточки зрения своего статуса она простилась с наследием советского режима: в России провозглашены:свобода массовой информации ,недопустимость любого внешнего вмешательства в практику редакций. Эти положения препятствуют использованию СМИ в качестве орудий авторитарной власти. Двигаясь в русле общих тенденций социально-экономического и политического развития страны, пресса одной из первых вошла в рынок. Частная собственность стала определяющим фактором ее организации и функционирования. Одновременно и государственные Институты не утратили своего финансового влияния на редакции.Сначала пресса выполняла роль инструмента в распоряжении власти, причем в период перестройки этот инструмент использовался во благо позитивных перемен. Но уже в первой половине десятилетия появилась модель «четвертой власти»: журналистика противостояла давлению сверху, находилась в оппозиции к правящим кругам, способствовала развитию демократических институтов.В дальнейшем пресса вернулась к роли инструмента, в связи с борьбой различных сил на выборах, и из средства информации вновь превратилась в орудие пропаганды.. Надо полагать, в ближайшем будущем мы станем свидетелями новых метаморфоз. Однако с уверенностью можно утверждать, что надолго сохранится своего рода многоукладность прессы: будут сосуществовать и доказывать свои преимущества различные формы собственности и организации СМИ.

- В связи с внедрением в прессу коммерческих стимулов получает все большее распространение рыночный факт, — публикуется то, что хорошо продается.

- Россия тяготеет к европейской школе прессы (французской, немецкой), которой свойственно уделять повышенное внимание анализу социальных проблем, а не только сообщать факты.

- различие российской журналистики и западной связано с важностью фактической основы. Для западных журналистов фактологичность является одной из наиболее значимых ценностей информации, для российских журналистов она лишь дополнительное достоинство материалов.

- получил развитие уникальный журналистский жанр — этот вид журналистского эссе характеризуется углубленным обсуждением проблемы, в котором автор выражает его или ее размышления и эмоции и стремится вызвать эмоции у читателя. Надо надеяться, что профессионально-творческая модель российской прессы вберет в себя прогрессивные элементы из багажа других стран и не растеряет собственных приобретений.

  1. Специфика печати как подсистемы СМИ. Печатные СМИ-газеты, журналы, еженед,альманахи и т.д. специфика: взаимодействие прессы и аудит:восприятие текста без посредников т.к инф-ция фиксируется на бум.листе,возможность беглого обзорного ознакомл со всем репертуаром сообщ, возможность отложенного чтения, избирательность чтения:свободный выбор интересующей инф-ции, свободный темп ознакомл с текстом,регулярность и переодичность,тираж,география распространен собственная манера обращения с текстом,НО прессо проигрывает в оперативности др СМИ. Типология прессы: по аудитории:массовые издания, качественные издания(элита,умственный огранизаторский труд),специализированные, бульварные(психология толпы),возрастные, по половой принадл, религия. По территории: общероссийские издания, для насел.федеральных округов, этнич общности,республики, краевые, областные, городские, районные. По функциям: информац,аналитич,рекламные,информац-справочн,развлекат,художеств,научно-популярн,культ-просветит,офиц-документ,худ-публицистич.

  2. Специфика телевидения как подсистемы СМИ. телевидение (от греч. Tele-далеко,vision-видение)- слово служит для обознач спец техники,с помощью кот изображение передается на дальние расстоян. Основоположник-Розинг. На практике впервые движущ изображ было передано на расстоянии электр способом 26 июля 1928г в лаболатории в Ташкенте советскими изобретат. Параллельно в США над Т работали Зворикин и Сарнов-рус эмигранты. Специфика - спос охват масс шир слои насел, за пределами др СМИ. Вездесущн – способ-ть проникать в любую точку простр. Экранность - спос-ть передав сообщ в форме движущихся изобр, сопровожд звуком (восприн чувствами). Непостредственность - дновременность действия, события и отображения его на экране (прям эфир). невербальность – не только инфа, но и восприятие чел-ка. Персонифицированность – олицетвор ее с автором и участником события (разные уровни – чел-ка любят). эффект присутствия (прям связь с адит). Инетрактивность. Оперативность. Ф-ции: информационная, культурно-просвет, интегративн, социально-педагогичес, организаторская, образоват, рекреативная.По способу трансляции: – эфирное (от телевышки до телесистемы потребителя); – спутниковое; – кабельное 2. По типу деятельности: – вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ); – программопроизводящие (продюсерские фирмы); – дистрибьюторы. 3. По охвату аудитории: – общероссийские; – региональные («Юг России»); – местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). 4. По форме собственности: – гос; – негос; – по аудиторному (адресному) признаку – для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.;

  3. Специфика радиовещания как подсистемы СМИ. РВ- 2 СМИ по времени появл. В СССР,первое ежедн РВ -12 окт 1924г в московской радиостанции им.попова. сначала радио передавало только голосовой сигнал,затем звуки всех типов,далее изобретены возможности воспроизвед монтажа.хар-ка Р: носителем инф-ции явл только звук, отсутствие видео активирует воображ. Положит черты Р: оперативность(опережение ТВ и Газет),удобное использование для получ инф-ции,воздействие на воображ Способ осуществления Р в звуке.РВ по своей природе акустическое ср-во, рассчитанное на аудирование, т.е. на одновременное слушание и понимание информации. специфич особ РВ (сверхоперативн, сиюминутн, общедоступн, необязательность абсолютного внимания, наибольш простор для воображ), специфич выразит ср-ва (натуральные-природные: слово, шумы, звуков декорации, музыка; технические: изменение скорости звука, реверберация, монтаж). Выраз. ср-ва: устная речь, рисующие шумы, музыка, монтаж. Радиоречь должна донести до слушателя самую разнообразную информацию, оказать эмоциональное воздействие, сделать невидимое видимым (в этом смысле говорят о наглядности радиоречи, что, в общем, недопустимо на ТВ, где речь не должна подменять или дублировать изображение).Радиоречь по своей природе диалогична, она всегда предполагает собеседника – радиослушателя. Специфика потребления: совмещение слушания передач с другими занятиями повышает роль “ритма дня” как фактора обращения к радио, выбора программ - фоновый характер радио. РВ стало выполнять многие необычные для СМИ функции: оно будильник, спутник в автомашине, помощник в течение всего дня. Др основные функции радио: информирование, развлечение, эстетическая функция, коммуникация (общение), интегрирующая функция, социально-воспитательная (управленческая), образовательная. Радио: государственное и негосударственное.Региональное, федеральное(радио россии). Fрв:информационная, соц.управление об-ом(интегративная,воспитат,выраж и формир общ мнения,организаторск,агитацион-пропаганд),культ-просветит(эстетич,рекреативная)