Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
Понятийный аппарат теории журналистики имеет множество толкований и разночтений. Само понятие «журналистика» трактуется по-разному: в зависимости от исследовательских задач, точек зрения на объем понятия и даже субъективных взглядов. Большинство исследователей дают определение «журналистики» или через «деятельность», или через отдельные компоненты системы.
Журналистика – это сложная многокомпонентная и многофункциональная система, органически входящая в социальную систему общества в целом. С этой позиции можно сформулировать следующее определение журналистики:
Журналистика – это социальная система, предназначенная для поиска, переработки и дискретной передачи актуальной социальной информации с помощью специализированных коммуникационных средств (печать, радио, телевидение, интернет и др.) неопределенной массовой аудитории с целью информирования ее, социального адаптирования, а также отражения и формирования общественного мнения.
Необходимо прояснить понятия, которые часто считают синонимичными понятию «журналистика». Во-первых, называют журналистикой ту информацию и тексты, в которых она заключена, то есть продукцию журналистской деятельности. А ведь это всего лишь один из компонентов системы журналистики – СМИ.
Средства массовой информации – это специализированные носители массовой информации (газеты, журналы, программы радио, телевидения и др.), предназначенные для распространения социально значимой информации неопределенной массовой аудитории на широком информационном пространстве. СМИ выступают и как технические «усилители», делая журналистскую информацию массовой и максимально доступной для аудитории во времени и пространстве. Отождествление СМИ с журналистикой как системой массовой коммуникации неправомерно, так как носители и каналы распространения массовой информации являются лишь одним из элементов этой системы.
Наиболее близок к понятию СМИ англоязычный термин “mass media”, трактуемый в американских справочниках как комплекс средств, используемых для доставки информации массовой аудитории. Сюда, помимо традиционных СМИ, входят брошюры, книги, кино, видеокассеты, диски и др.
Часто в литературе отождествляют понятия СМИ и СМК – средства массовой коммуникации. Сам объем понятий «массовой информации» и «массовой коммуникации» свидетельствует не в пользу такого тождества. При помощи носителей и технических каналов нельзя распространять «массовую коммуникацию», ибо она подразумевает общение с аудиторией и внутри аудитории посредством массовой информации, распространяемой СМИ.
Понятия «массовая коммуникация» и «массовая информация» неразрывно связаны между собой, но отражают разные процессы. Идеально было бы, если бы аудитория журналистики могла адекватно воспринимать весь информационный поток, то есть всю информацию, которая проходит по каналам СМИ. Тогда бы люди, контактирующие со СМИ (массовая аудитория) получали бы информации поровну, одного качества, с единой и многообразной проблематикой и могли бы общаться друг с другом на равных.
К сожалению (или к счастью), такого быть не может, так как ежедневный информационный поток настолько мощен и многобразен, что никто не может охватить его полностью. Поэтому различные аудиторные группы сами выбирают для себя источники и характер информации. И эта-то выборочная информация служит средством массовой коммуникации в обществе, большую часть которого составляет аудитория журналистики. Поэтому в понятие СМК включаются не только носители и каналы как проводники массовой информации, но и сама массовая информация, а также коммуникатор как инициатор массового социального общения с аудиторией и внутри нее.
В качестве «журналистики» зачастую используется также слово «публицистика». Например, в Германии эти понятия были синонимичными до внендрения американского термина «масс медиа». Само же понятие «публицистика» имеет много самых различных и неоднозначных толкований. В «Словаре иностранных слов»: публицистика – вид литературы, посвященный обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественного мнение; публицистика тесно связана с текущей прессой; произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны).
В «Советском энциклопедическом словаре» публицистика определяется как род произведения, посвященный актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Является средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в словесной, графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. (1-я статья – трактует как журналистское произведение, 2-я - широкое толкование публицистики, формы ее проявления).
Таким образом, публицистика, с одной стороны, «шире» журналистики, с другой – в рамках своего функционирования в системе журналистики п. является одной из распространенных форм массовой информации.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми