logo search
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

26. Журналистика как «четвертая власть». Содержательное наполнение понятия.

Власть - это проявление способности какого-то субъекта (челове­ка или организации) доминировать в отношениях с другими социаль­ными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах теми или иными способами.

Суть власти - способность прямым или косвенным путем добиться подчи­нения людей для реализации поставленных задач.

Властные воздействия различны: господство, командование, руководство, регу­лирование, контроль, влияние и проч.

Различают и типы власти - государственное политическое регулиро­вание, экономическое стимулирование, идеологическое воздействие

СМИ как «власть» также располагают «властными полномочиями» разного характера и силы.

Материалы журналистов, публикуемые в государственных СМИ, носят характер официоза - не будучи официальным выражением позиции властей, они тем не менее реализуют информационную полити­ку своего учредителя и по характеру близки официальной позиции.

Реализуя свои непосредственно-организаторские функции, все СМИ оказываются как бы инструментом дополнительного (по отношению к специальным органам) контроля.

Применительно к двум другим социальным типам журналистики – СМИ гражданского общества и государственно-общественным СМИ сле­дует говорить о властных воздействиях как о деятельности именно как «четвертой власти». При этом кавычки обозначают вовсе не ироничес­кое употребление термина, а лишь указывают на то, что термин «четвер­тая власть» - многозначная метафора. В связи с этим важен вопрос об отношении «четвертой власти» к трем ветвям государственной власти. В принципе они равны, стоят «рядом», поскольку каждая олицетворяет одну из равноправных форм демократии: три государственных - пред­ставительную, а «четвертая» - непосредственную.

СМИ юридически ни в коем случае не являются «продолже­нием» представительной власти. Специфика и могущество «четвертой власти» - не в принятии обязательных решений политического или эко­номического характера. Ее сила - в духовно-идеологическом воздейст­вии, в формировании массового сознания и направленности воли, что проявляется прежде всего через состояние массового сознания и прежде всего общественного мнения во всем его идейном наполнении, во всех его «знаньевых» (d, v) и «деятельностных» (n, p) компонентах.

Прежде всего журналистика по природе своей ведет всесторонний мониторинг всех сфер жизни и через эту органичную для себя роль наблюдателя и обозревателя определяет, как принято говорить, «пове­стку дня» - представляет общественности от имени представляемых СМИ сил совокупность тем, проблем, суждений, то есть всестороннюю информационную картину всего актуально значимого в действительно­сти.

Вместе с тем журналистика оказывается трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов (поставленных жизнью, выдвинутых журналистами, заявленными общественностью) во имя реализации права граждан на информацию. На плечах СМИ - организация общественных дискуссий, полемика, критика, обсуждение всего важного в жизни обще­ства.

Представляя и обсуждая явления жизни, журналисты - явно или ла­тентно - выступают в роли общественного эксперта, формируют отно­шение, представления, мнения, взгляды, стремления. «Хождение во власть» для СМИ проявляется в связи с этим и как роль общественного консультанта для всех социальных субъектов.

Действие по принципу - СМИ свободны писать, а мы свободны не читать - политически небезопас­но и вместе с тем свидетельствует о нормативных лакунах. Между тем нормативное закрепление правил реакции на выступления СМИ кажется необходимым в соответствии с демократическими правами и свободами, провозглашенными Конституцией.

Таким образом, «четвертая власть» - это реальная, хотя и не институционализированная и «всего лишь» идеологически проявляюща­яся, власть, своеобразная в силу особенностей «властных полномочий» СМИ. СМИ как «четвертая власть» оказываются могущественной силой и в сфере деятельности негосударственных институтов.