logo search
Слово и кино_СТРК

Бела Балаш

См. также хэндаут 1-го семестра «Монтаж – II: Балаш».

В отличие от вышеперечисленных теоретиков, а также – в еще большей степени – от Эйзенштейна, абсолютизировавшего фигуру режиссера, Балаш делает упор на кинотексте как таковом. Для Балаша кино – не площадка для экспериментирования с киноязыком и не средство режиссерского идеологического воздействия на зрителя, а самостоятельный и самоценный феномен бытия. Сам кинофильм, а не стоящие за ним режиссер и съемочная группа, оказывает влияние на зрителя, формируя прежде всего его психологию, создавая тем самым нового человека: «Изучение развития нового субъекта, произведенного посредством киноискусства, представляет особый интерес, так как речь идет о совершенно новом искусстве, существенно отличном от старых искусств. Развитие “нового субъекта” – это развитие сознания, это психологический процесс» (Балаш Б. Дух фильмы. М., 1935. С. 14).