Глава 9
Исторический портрет на экране
До сих пор, говоря о портрете, мы имели в виду фильмы о наших современниках.
Но множество замечательных людей уже давно ушли из жизни. И далеко не каждого в свое время снимала кинохроника. Григорий Сковорода и Дмитрий Бортнянский родились намного раньше братьев Люмьер. И даже тем, кто ближе к нам по времени, - Михаилу Булгакову или, скажем, Казимиру Малевичу - тоже не повезло остаться на экране в ярких и незабываемых кадрах.
Что лее делать? Можно ли в подобных случаях создать интересные, захватывающие фильмы-портреты? Или, если кадров хроники нет, то вообще не стоит браться за фильм? Может быть, уместнее и плодотворнее написать статью или книгу?
Это серьезные вопросы. И на них есть два самых распространенных ответа.
Первый: такой фильм обречен на неудачу. Ничего интересного сделать не удастся. Каждый может вспомнить десятки «типовых» фильмов такого рода: на экране будут какие-то старые фотографии, архивные документы, гравюры, изредка - пейзажи, хроника соответствующего времени, интервью экспертов -и нескончаемый дикторский текст за кадром. Весь этот набор зрители видели множество раз. Эмоционально увлечь зрителя крайне трудно. А о «саспенсе» можно и не мечтать.
Второй ответ более оптимистичный. Ничего страшного в такой работе нет. Можно сделать неплохой и даже полезный фильм. Если зрители интересуются данной темой, то им не
268
скучно будет смотреть на все эти старые фото и документы. Послушать умных людей - экспертов и специалистов - тоже не вредно. Возможно, у нас и не получится эпохальное произведение, да и рейтингами мы никого не сразим, зато сделаем что-то полезное, серьезное и познавательное.
Мне кажется, что оба эти подхода ведут в тупик.
Несколько лет назад в России широко отмечали 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Этой дате, как всегда, посвятили множество культурных акций, выставок, конференций, художественных произведений. Немало было создано и фильмов. На одном из круглых столов Международного телекинофорума в Ялте режиссер Сергей Соловьев заметил, что, на его взгляд, единственным выдающимся произведением, которое появилось накануне юбилея, является телевизионный сериал Леонида Парфенова и режиссера Веры Сторожевой «Живой Пушкин».
Этот фильм стал настоящей сенсацией российского телевидения, вошел в золотой фонд НТВ и много раз демонстрировался разными каналами в прайм-тайм, хотя по всем признакам это самый обычный научно-популярный фильм. Более того, на протяжении нескольких серий нам рассказывают о том, что все мы (по крайней мере, закончившие среднюю школу) более-менее знаем! Но почему же все это так интересно? Откуда такой успех?
Попробуем разобраться.
Понимая, что одних документальных материалов для большого фильма явно не хватит, авторы сериала сразу же делают решительный шаг в сторону игрового кино и телевидения.
Это немедленно породило множество упреков со стороны любителей чистоты жанра. Кое-кто стал сокрушаться, что в фильме мало настоящего Пушкина, формальные изыски, мол, вытеснили подлинный документализм, а на экране вообще доминирует не Пушкин, а ведущий фильма Леонид Парфенов, что очень нескромно.
К проблеме чистоты жанра мы вернемся чуть позже. Это вопрос важный теоретически и практически. Один из манифестов прославленного датского кинорежиссера Ларса фон Триера «Догментальное кино» касается именно этой проблемы. Но обо всем этом ниже.
269
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Если бы авторы «Живого Пушкина» встали на путь чистой документалистики, то наверняка мы познакомились бы в фильме с выдающимися учеными-пушкинистами, увидели бы интервью с ними, послушали бы, что думают о великом поэте наши сограждане, побывали бы на всевозможных празднествах, ему посвященных. Возможно, встретились бы с потомками поэта.
Если бы авторы «Живого Пушкина» взяли курс на научное исследование темы, то мы, наверное, узнали бы о том, как формировался его талант, кто оказал на него влияние, как складывался творческий путь мастера.
Скажем, один из классических советских научно-популярных фильмов «Рукописи Пушкина» был построен всего лишь на том, как после десятка правок рождались знаменитые строки поэта. В кадре не было ничего, кроме выписывающихся поэтических строчек. Они зачеркивались, снова восстанавливались. Заменялись слова. Мы становились свидетелями и как бы соучастниками творческого процесса, напряженного поиска. И все это происходило до тех пор, пока не рождались всем знакомые бессмертные стихи. Несмотря на подобный минимализм художественных средств, это было чрезвычайно ярким и интересным зрелищем. И кроме того, имело под собой солидную научно-исследовательскую базу.
Авторы сериала «Живой Пушкин» нашли свой собственный путь. Они сделали фильм по своим законам, и там уже не напелось места ни заслуженным ученым-пушкинистам, ни наследникам поэта, ни академическим исследованиям.
«Живой Пушкин» - это в значительной степени игровой фильм.
И поэтому обвинения в нескромности автора-ведущего просто неуместны. Леонид Парфенов здесь не просто журналист, которому захотелось покрасоваться на экране в собственном фильме. Он - актер, исполнитель. Он играет сразу две роли: рассказчика и в какой-то степени самого Пушкина. Парфенов в своем фильме «стилистически» напоминает Пушкина. Он создает образ, похожий на пушкинский (или онегинский!). На экране живой человек - ироничный, артистичный, наблюдательный, с мгновенной реакцией и цепким умом. Словом, человек талантливый. А это и есть самое интересное на свете зрелище.
270
Исторический портрет на экране
Первое, что отличает эту работу, - авторская интонация. Если бы не было этой легкой, ироничной (впрочем, временами и трагической) интонации, пушкинской интонации, фильм превратился бы в многочасовую лекцию.
Легко и непринужденно авторы «Живого Пушкина» переносятся в своем рассказе с чрезвычайно серьезных вещей - восстания декабристов или с войны 1812 года - на светский треп о художествах юного повесы-поэта или на изучение любовных побед и поражений героя. В каком-то ином фильме это могло бы восприниматься как непростительная легкомысленность. Но в тональности разговора о Пушкине, предложенной авторами фильма, это вполне органично. Вспомним, что и в «Евгении Онегине» есть масса примеров мгновенного перехода от лирики к сарказму, от трагедии к пародии, от философских раздумий к болтовне о моде, кулинарии и прочих несерьезных вещах.
«Живой Пушкин», несмотря на то что сделан «к дате», абсолютно лишен пафоса. Зрителю давно надоели фальшивая патетика, экзальтация. Когда авторы стоят перед своим героем на коленях, уставившись на него со слезами на глазах, - это не лучшая авторская позиция.
Создатели «Живого Пушкина» делают все от них зависящее, чтобы не превратить поэта в икону. Порой они позволяют себе цитировать малоприятные для героя характеристики и оценки современников. Тем интереснее смотреть. Тем объемнее становится герой.
Леонид Парфенов мастерски использует прием, когда для создания общей картины той или иной эпохи он складывает мозаику из больших и маленьких фактов, событий, деталей. Эта мозаика отличала еще его давнюю программу «Намедни». Тогда в ней рядом запросто оказывались, скажем, дрматичес-кие события Карибского кризиса, советская мода на плащи «болонья», победа советских фигуристов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, появление первых «запорожцев» и так далее. И весь этот коктейль не только не раздражал, а, наоборот, создавал очень точное и объемное представление о том времени и эпохе. Нечто подобное можно наблюдать и в других проектах Леонида Парфенова, например, в «Российской империи» (об этом сериале мы поговорим подробнее чуть позже). «Живой
271
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Пушкин» построен как увлекательный коллаж из рассказов о любовных страданиях, неосуществленных бизнес-проектах, человеческой неблагодарности, африканских страстях, безумных выходках и тщетных надеждах на счастье.
Авторы «Живого Пушкина» постоянно помнят о том, что кино (и телекино) должно быть зрелищем. Они не успокаивают себя тем, что делают всего лишь познавательную ленту, мол, любители Пушкина будут довольны, если в сотый раз полюбуются несколькими известными живописными портретами, увидят архитектуру старого Петербурга и услышат бессмертные строки поэта.
В очень сложных условиях «дефицита изображения» авторы фильма делают все возможное, чтобы превратить свое произведение из нудной говорильни в эффектное и изысканное зрелище.
Первый эпизод - ключ к драматургическому и режиссерскому построению фильма.
Эфиопия - родина предков поэта. Именно здесь начинается фильм. В какой-то нищей захолустной эфиопской деревушке среди колоритной толпы появляется ведущий Леонид Парфенов и тут же заявляет о том, что «Пушкин - он и в Африке Пушкин» . Следующее замечание ведущего о том, что все мальчики в Эфиопии похожи на маленького Пушкина, мгновенно находит свое подтверждение в крупных планах маленьких эфиопов.
В первых же кадрах фильма авторы заявляют не только тему, но и правила игры: ироничный, порой даже легкомысленный тон, который сразу же привлекает к телевизору не только высокоинтеллектуальных ценителей изящной словесности, но и гораздо более широкую аудиторию.
Успех фильма во многом определила яркая фигура ведущего.
Журналист Леонид Парфенов будет вести рассказ на протяжении всех пяти серий, оказываясь в разных местах и комментируя развитие событий.
В первых кадрах, в нищей эфиопской деревушке, ведущий появится одетым по моде позапрошлого века - в сюртуке. Чуть позже, в сегодняшнем Петербурге, Парфенов будет прогуливаться по улицам не только в сюртуке, но и в цилиндре. Он не играет Пушкина. Но что-то пушкинское (или онегинское) в нем есть. Это игра. И зритель с удовольствием включается в эту за-
Исторический портрет на экране
бавную и необычную игру. Уже самый первый проход Парфенова в сюртуке по эфиопской деревне (когда ведущий рассказывает о детстве поэта) воспринимается как концертный номер, своеобразный аттракцион. Еще раз напомню о «монтаже аттракционов».
Когда-то Сергей Эйзенштейн утверждал, что каждый эпизод фильма должен быть ударным «аттракционом», то есть чем-то поражать зрителя, удивлять, активно воздействовать на него, выводить из спокойного, безразличного созерцания. Он должен действовать как неожиданный удар. И тогда эти яркие, желательно контрастные по настроению эпизоды, усиливающие друг друга, произведут на зрителей неизгладимое впечатление.
Авторы «Живого Пушкина» действуют именно в этом духе.
Только закончился драматичный эпизод об унизительной жизни поэта в ссылке, как начинается контрастный по настроению, почти эстрадный номер в исполнении Парфенова - сцена у Бахчисарайского фонтана. Оказывается, этот фонтан, по мнению ведущего, не так уж красив и эффектен. Парфенов тут же находит в Бахчисарайском дворце фонтан покрасивее. Но им никто не любуется. Люди равно душно пробегают мимо. И спешат к тому, воспетому в стихах. И ничего, что из знаменитого неказистого фонтана еле капает ржавая вода. Люди несут цветы к нему. И возлагают букеты к фонтану, придуманному Пушкиным.
Еще одна авторская находка, которая безошибочно срабатывает и увлекает зрителей. Это включенные в ткань фильма «любительские кинокадры», якобы запечатлевшие Александра Сергеевича в разные годы жизни. Время от времени на экране появляются кадры, имитирующие любительскую (восьмимиллиметровую) пленку. Мы видим маленького Пушкина, убегающего от своего воспитателя. Потом станем свидетелями заигрываний юного поэта с разными дамами. Увидим, как он примеряет новые туфли, как буйствует в бильярдной, и многое другое. С точки зрения серьезного академического исследования все это полная ахинея. Но неожиданные поступки, которые «совершает» на наших глазах Пушкин, делают его фигуру живой, реальной и очень симпатичной. Мы прекрасно пони-
272
273
Роман ШИРМАН, Алхимия режиссуры
Исторический портрет на экране
маем, что все это игра, неприкрытая мистификация. Но в этих придуманных кадрах непосредственности, озорства и эмоций намного больше, чем в знакомых портретах и гравюрах поэта, которые мы видели уже тысячу раз.
Есть в фильме еще одна линия: документально-исторические свидетельства. Разумеется, подобный фильм не может превращаться в собрание курьезов и анекдотов. Частично важная и серьезная информация исходит от ведущего Леонида Парфенова. Но в фильме есть и архивариус, роль которого исполняет Лев Дуров. Его персонаж не то чиновник, не то служитель какого-то старинного архива. Время от времени он зачитывает строки из огромного фолианта - всевозможные свидетельства о жизни Александра Сергеевича. Антураж соответствующий: на актере мундир пушкинских времен, фолиант лежит на ярко-зеленом сукне старинного письменного стола.
Хотя в «Живом Пушкине» благодаря его мозаичной конструкции может происходить все, что угодно, авторы мотивировали появление архивариуса. Еще на заставках-отбивках эпизодов появляется рука, открывающая старинную книгу с жизнеописанием поэта. Время от времени возникают названия глав: «Детство», «Лицейские годы» и др. Лев Дуров остро и интересно ведет свою роль. Это не просто обычный диктор, который, наконец, обрел руки, ноги, голову и появился на экране. Это роль яркая и многокрасочная. Архивариус сам растерян и смущен, когда читает свидетельства, выставляющие великого поэта не в лучшем свете. Он светлеет и радуется каждой меткой фразе Пушкина, о которой вспоминают современники. Он удручен и расстроен грязными намеками, смущен человеческой неблагодарностью и низостью. Смотреть на актера, наблюдать за ним не менее любопытно, чем слушать его тексты.
Наконец, еще одна драматургическая и режиссерская линия: фрагменты из художественных фильмов, посвященных Пушкину.
Они тоже включены в авторскую игру. Режиссеру неинтересно просто-напросто цитировать чужие фильмы. Он поступает хитрее. Это будто бы документальные кадры из жизни Пушкина. Они обработаны определенным образом и потому мелькают на экране в стиле старой хроники. Как в старинном кинотеат-
ре, рамка кадра все время «гуляет». Изображение искусно испорчено царапинами, засветками. Всем понятно, что это такая же «хроника», как и «восьмимиллиметровые съемки Пушкина-малыша» . Но все эти авторские аттракционы создают на экране эффектное и занимательное зрелище.
Леонид Парфенов и сам время от времени разыгрывает актерские сценки. Это также выделяет его из огромного ряда журналистов-ведущих, нередко появляющихся на экране без веских на то причин.
Вот, например, Парфенов разыгрывает сценку, в которой юный взволнованный лицеист Дельвиг встречает на лестнице знаменитого поэта Державина. В другом эпизоде, пробираясь в глубоком снегу, Парфенов рассказывает и показывает, что происходило во время фатальной дуэли.
Слово в кадре и за кадром доминирует в фильме.
Но авторы делают все мыслимое и немыслимое, чтобы слово постоянно сопровождалось действием.
Рассказ о том, как мчался Пушкин со своим секундантом к месту дуэли, Парфенов ведет во время проезда по этому же пути. В других эпизодах ведущий окажется в комнатах, где жили лицеисты, появится на борту парусника, будет грести в лодке, станет подниматься по лестнице в пушкинской квартире и т.д.
Авторы строят свое произведение как постоянный монтаж аттракционов.
Чего стоит хотя бы эпизод борьбы многих африканских стран (среди них Чад, Судан и др.) за право считаться родиной поэта. Авторы включают в фильм колоритный репортаж о торжественном собрании по случаю двухсотлетия Пушкина в Эфиопии, где поэта тоже считают своим. И заканчивается этот торжественный вечер просмотром фильма «Арап Петра Великого», и нужно видеть, как восторженно встречают эфиопы появление на экране покрашенного мосфильмовской ваксой Владимира Высоцкого, играющего прадеда великого российско-эфиопского поэта Пушкина.
«Живой Пушкин» - не единственный пример того, как авторы фильмов-портретов о выдающихся мастерах прошлого обращаются к выразительным средствам игрового кино и телевидения.
274
275
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Творчество одного из ведущих российских документалистов Андрея Осипова дает немало примеров сочетания документалистики и игрового кино.
Его фильм «Голоса» посвящен Максимилиану Волошину. Он рассказывает о коктебельском доме поэта. О голосах, которые живут в этом доме, - голосах поэта и его матери, Черуби-ны де Габриак и Марины Цветаевой, голосах красных моряков и белых офицеров, которые, сменяя друг друга, поочередно пытались расправиться с хозяином. Интересным и изысканным стало звуковое решение фильма. Мы услышим строки из писем, фрагменты допросов и лирические исповеди. Большие драматические сцены режиссер строит на закадровых голосах, которые «живут» в доме.
Но режиссер не упускает из виду изображение. Оно столь же изысканно (оператор И. Уральская). В эпизоде обыска дома революционными матросами субъективная камера решительно врывается в комнату. На вопрос революционеров, кто тут хозяин, отвечает якобы сам Максимилиан Волошин - мы слышим его голос и видим его лицо. Но тут же понимаем, что это всего лишь фотография поэта. Но она так снята, так освещена и взята в таком ракурсе, что в первый момент создается полная иллюзия того, что хозяин вновь вернулся в свой дом.
Авторы стремятся пластически соединить все элементы изображения. Они так снимают Коктебель, что создается полная иллюзия съемок 1919 года. Они не просто «царапают» пленку. Они так выстраивают композицию, находят такой свет, чтобы изображение максимально напоминало манеру съемок прошлого века.
Не так давно автору этих строк пришлось работать над фильмом, который тоже условно можно назвать фильмом-портретом. Речь идет о фильме «Леопольд».
Мы уже говорили о том, какие трудности возникают перед режиссером, если никакого изображения его героя не осталось на пленке. Еще больше проблем возникает в случае, если и самого этого героя никогда на свете не было. «Леопольд» -фильм-мистификация. Это псевдобиографическая лента, которая якобы рассказывает о жизни и бурной деятельности писателя
276
Исторический портрет на экране
Леопольда фон Захер-Мазоха. Этот писатель сто семьдесят лет назад родился во Львове и вошел в историю благодаря знаменитому термину «мазохизм».
Этот фильм - попытка разобраться не столько в жизни реального Леопольда, сколько в нашей собственной жизни. Почему мы так легко покоряемся силе, чужому влиянию, почему так легко отдаем в чужие руки свою свободу и умудряемся получать наслаждение даже тогда, когда над нами совершают самое настоящее насилие?
Мазохизм - дело серьезное. Это не просто какое-то извращение. Его суть знакома многим.
Я пытался создать экранный образ выдуманного человека (несколько раз предупредив зрителей: авторы не несут ответственности за точность фактов, цитат и всего прочего, - мы все время посылали зрителям месседжи - не верьте нам на слово, с вами играют, вас провоцируют, будьте настороже!).
Мы с оператором Михаилом Лебедевым создавали образ нашего героя, пародийно используя обычные штампы и приемы биографических фильмов. Обычная хрущевка стала особняком, в котором почти двести лет назад родился наш персонаж. Однако, когда камера проникала в интерьер этого дома, внимательный зритель мог узнать комнаты киевского Дома-музея Михаила Булгакова на Андреевском спуске. «Спальней» матери Леопольда стала белоснежная «спальня Елены Турбиной». Единственное, что в ней изменилось (при монтаже), - это появившаяся на стене огромная картина, якобы «любимая картина» матери Леопольда, - «Иван Грозный и сын его Иван».
Серьезным тоном мы сообщали, что фонограф сохранил для нас голос Леопольда. И тут же это демонстрировали: сквозь треск и хрип до зрителей и слушателей доносился далекий мужской голос, что-то говорящий по-английски. На самом деле это было сообщение с Луны американского астронавта Нейла Армстронга.
Роль матери Леопольда у нас исполнила знаменитая «Неизвестная», а роль отца-алкоголика сыграл не менее знаменитый портрет композитора Мусоргского.
Требовалось показать на экране и самого героя. Мы сделали это с помощью старинных фотографий, на которых мужчины в сюртуках, мундирах и фраках сидели и стояли в изысканных
277
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Исторический портрет на экране
позах. Правда, все эти фотографии были разорваны на куски. Ни на одной из них не было видно головы. Дикторский текст сообщал: это все, что чудом сохранилось от снимков Леопольда. Разъяренный Шопен порвал все его фотографии, обнаружив тайную переписку Леопольда с Жорж Санд...
«Леопольд» — это своего рода пародия на биографический фильм-портрет. Мы демонстрировали некоторые популярные штампы и пользовались ими в своих целях. Впрочем, свои штампы (а можно сказать: приемы, способы ведения рассказа, излюбленные ходы) есть и в вестернах, мелодрамах, комедиях. Говорят, плохой актер от хорошего отличается тем, что у одного всего три штампа, а у второго - триста.
И наконец, немного теории.
В этой главе мы говорили о том, как режиссеры энергично (порой просто-таки нахально!) вторгаются в реальность и трансформируют ее так, как им заблагорассудится.
Зрителям, в общем-то, безразличны теоретические построения. Им важно, чтобы было интересно смотреть. Но они хотят понимать: что же они все-таки видят - правду или вымысел?
Серьезные теоретики обеспокоены постоянно происходящей в последние годы «раздокументизацией факта». Часто возникают дискуссии о том, что режиссеры уничтожают самое главное в документалистике - достоверность. Говорят о том, что нынче игровые фильмы снимают как документальные, а документальные как игровые.
Не остался в стороне от этих жарких споров и знаменитый датский кинорежиссер Ларе фон Триер. Хотя сам он документальных фильмов прежде не снимал. Несколько лет назад Ларе фон Триер создал свой очередной творческий манифест. На этот раз он был посвящен документальному кино и, по мысли фон Триера, был адресован профессиональным режиссерам-документалистам. Как всегда, манифест Ларса фон Триера в значительной мере был вызовом, художественной провокацией. Резонанс он вызвал большой. Хотя последователей оказалось немного. Но сама проблема настолько важна, что я позволю себе пространную цитату из творческого манифеста Ларса фон Триера под названием «Догументальное кино» (название напоминает его предыдущий манифест «Догма», в котором речь
шла о съемках игровых фильмов). Фон Триер пишет о вещах, над которыми размышляют все более-менее серьезные режиссеры-документалисты. Впрочем, каждый из них находит свой ответ. Но сейчас слово Ларсу фон Триеру:
«ДОГУментальное кино
Мы ищем что-то, что находится между фактом и вымыслом. Поскольку вымысел ограничен нашим воображением, а факты — нашей проницательностью, изображаемая нами частица мира не может быть заключена в «историю», не может она быть рассмотрена и с некоей «точки зрения».
То, чего мы ищем, может быть обретено в реальном мире, откуда творцы вымыслов черпают вдохновение, а реальные журналисты пытаются описать его, хотя им это не удается. Они не могут показать нам правдивую реальность, поскольку их ослепляют технологии. Они и не хотят этого, поскольку технология стала их целью, отодвинув содержание на второй план.
Догументализм оживляет чистое, объективное и правдоподобное. Он возвращает нас к ядру, назад, к сути нашего бытия.
Документальные кино и телевидение, которые становятся все более манипулируемыми, которые пропускают сквозь свои фильтры операторы, монтажеры, режиссеры, теперь должны быть похоронены.
Здесь вводится нижеследующая гарантия содержания документального фильма:
Цель и содержание всех документальных проектов «Догмы» должны быть поддержаны и рекомендованы на стадии написания сценария, как минимум, семью людьми, компаниями или организациями, которые можно счесть жизнеспособными и ответственными за свои действия. Содержание и контекст играют первичную роль в Догументализме, формат и выражение в этом процессе вторичны.
Догументализм воскресит веру как публики в целом, так и каждого зрителя в отдельности. Он покажет мир свежим в фокусе и не в фокусе.
Догументализм — это выбор. Вы можете выбрать веру в то, что видите в кино и на телевидении, или вы можете выбрать Догументализм.
278
279
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Код догументалиста для «Догументализма»:
Все места съемок должны быть открыты и обозначены (это должно быть сделано посредством текста, сопровождающего изображение. Здесь содержится исключение из правила номер 5. Весь текст должен быть читабельным).
В начале фильма должны быть обозначены задачи и идеи режиссера (это должно быть показано «актерам» фильма и съемочной группе прежде, чем начнутся съемки).
Концовка фильма должна состоять из двух минут свободного самовыражения «жертвы» фильма. Одна лишь «жертва» самостоятельно должна определять содержание и одобрять эту часть завершенного фильма. Если в фильме нет противостояния между авторами и участниками, в нем нет «жертвы» или «жертв». Это следует объяснить отдельным текстом, который должен быть вставлен в конец фильма.
Все «синхроны» должны быть отделены друг от друга затемнением длиной в 6—12 кадров (кроме тех случаев, когда они снимались в режиме реального времени на несколько камер одновременно).
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс