logo search
ответы на риторику

34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.

Различие авторской позиции в художественном, публицистическом и художественно-публицистическом стилях определяет преобладание различных типов оценочности в произведениях этих стилей: в художественном стиле это, прежде всего, авторская, субъективная оценочность, в публицистическом – объективная, социально обусловленная, а в художественно-публицистическом – сочетание субъективно авторской и социально обусловленной (объективизированной) оценочности.Статья Авторское «я» проявляется не в оценочных суждениях и эмоциональных отступлениях. Авторское «я» проявляется в выборе темы (автор выбрал именно такую тему, тем самым выразив свою позицию), в расстановке смысловых акцентов, в выборе определенных фактов и аргументов, в конструктивных решениях ситуации или проблемы, о которой идет речь, наконец, в индивидуальном стиле статьи. Так, в авторской речи могут появиться средства речевой выразительности – гипербола, литота, ирония, восхищение и т.д.Авторское «я» в репортаже обусловливает и авторскую речь, строящуюся как речь от 3-го лица, при этом лицо известно (это автор, журналист). Участие автора движет сюжет, эмоционально окрашивает изложение, скрепляет воедино разнообразные элементы. Автор является одним из очевидцев события. Основные черты авторской речи репортажа – гибкость, подвижность и многообразие.Именно авторское «я» обусловливает характер использования различных видов чужой речи, реплик, вводимых для передачи особой атмосферы, большего количества информации, разнообразной характеристики персонажей.Заметка и репортаж-актуальность, документальность, объективность, оперативность.указание авторов: з- необязательно, р-обязательно.присутствие автора: з- необязательно, р-обязательнооценка автора: з-нет, р-естьизложение от: 3-го лица, 1-го лица.цель: з- информировать, привлечь вниманиер-информировать, воздействовать, дать оценку.Понятие «анализ» – метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь – не только легло в основу названия группы жанров (аналитические), но и определило их особенности.Если цель информационных жанров – оперативно сообщить о том или ином факте, событии, явлении, то цель аналитических жанров – не только сообщить читателю о факте, заинтересовать его происшедшим событием, но и вскрыть «корни», показать помимо явления и его сущность. В этих жанрах основу составляет осмысление проблемы (анализ, рассуждение, цепь аргументов), причём автор привлекает читателя в единомышленники, т.е. в активные соратники по самому процессу мышления.Таким образом, в аналитических жанрах на первый план выдвигается функция воздействия на читателя, убеждения в правильности авторской позиции.К аналитическим жанрам газетно-журнальной публицистики традиционно относят статью, отчет, обозрение и рецензию. Все эти жанры объединяет органическое соединение анализа и оценки описываемых фактов, явлений. Общий признак этих жанров – информация о новых общественных явлениях, значительных явлениях, произведениях искусства, движение от факта к обобщениям, особое внимание к новизне и рассмотрение явления, художественного произведения. Но направленность оценок, охват материала и композиционная структура в каждом из этих жанров различны.Вне зависимости от объёма рассматриваемого материала, соотношения аналитико-оценочных компонентов, основой всех жанровых разновидностей остаётся аргументативный текст. Процесс убеждения предполагает систему доводов, аргументов, логических суждений. Тем самым публицистический стиль, оставаясь ведущим стилем аналитических жанров, обогащается элементами научного стиля. Ведущим типом речи аналитических жанров становится рассуждение.Итак, журналист подбирает, накапливает большое количество фактов, сопоставляет их, прослеживает «внешние связи, соединяющие анализируемое явление с “миром” окружающих социальных проблем современности», обобщает факты. А это означает, что их изложение в статье должно быть прежде всего объективным.Объективность жанра предопределяет особый характер одного из существенных признаков жанра – авторское «я». Каков же характер авторского «я» в статье?Авторское «я» данного жанра более объективно, по сравнению с «я» автора очерка и даже «я» репортера. Автор только аналитик, объективный и, по возможности, бесстрастный. И, как бы ни стремился журналист высказать свое мнение, свое отношение и свое видение проблемы, закономерность и объективность должны восторжествовать над эмоциями.Поэтому, как отмечает большинство исследователей данного жанра, авторское «я» статьи близко к авторскому «мы» или «я» научной речи.Не обезличивает ли такая характеристика авторского «я» данный жанр? Нет. Авторское «я» проявляется не в оценочных суждениях и эмоциональных отступлениях. Авторское «я» проявляется в выборе темы (автор выбрал именно такую тему, тем самым выразив свою позицию), в расстановке смысловых акцентов, в выборе определенных фактов и аргументов, в конструктивных решениях ситуации или проблемы, о которой идет речь, наконец, в индивидуальном стиле статьи. Так, в авторской речи могут появиться средства речевой выразительности – гипербола, литота, ирония, восхищение и т.д. Рецензия – жанр полиадресатный. Адресатом является и читатель, и автор-писатель. В связи с этим рецензенту приходится учитывать различные интересы адресатов. Читатель обращается к рецензии для того, чтобы сориентироваться в мире книжных новинок, сопоставить своё восприятие со взглядами критика, разъяснить для себя непонятные моменты. А автор произведения интересуется профессиональным откликом на своё творчество, соотносит свой замысел с успешностью его воплощения, ищет пути для дальнейшего совершенствования своего мастерства. Таким образом, журналист по отношению к читателю выполняет функцию направляющую, рекомендательную, а по отношению к автору – оценивающую, дидактическую.Созданию рецензии всегда предшествует появление произведения искусства (литературного произведения, театральной постановки, кинофильма и т.п.) или научной работы. Т.к. все перечисленные явления в свою очередь тоже есть РЖ, то рецензию можно назвать реактивным жанром, т.е. реакцией на другие жанры.. ОЧЕРК Авторское «я». Публицистический элемент создается прямыми размышлениями автора, непосредственным вторжением автора в повествование, и нередко автор выступает как действующее лицо, так или иначе связанное с изображаемым героем.Автор свидетельствует подлинность, достоверность изображаемого и рассказываемого в очерке.Авторское «я» максимально приближается к читателю, родственно ему по духу, умонастроению, взглядам. Это образ близкого человека, друга, советчика, хорошо понимающего заботы, интересы читателя.Эта особенность образа автора в очерке определяет важную стилевую черту жанра – «интимизацию изложения» (Л. Булаховский).