logo search
ОТЖ (3)

45.Понятие «функция» в журналистике

Коммуникативную – функция общения, налаживания контакта, исходная функция журналистики, Не только контакт журналиста в аудиторией и соц институтами, но и контакта человека, читателя с миром. Журналистика чутко улавливает потребности аудитории и корректирует характер связей с миром.

2непосредственно организаторская функция: контрольная и регулирующая деятельность СМИ по отношению к соц институтам. Оценки и суждения о том, как они работают на благо общества.

3. социально-ориентирующая или идеологическая функция: информационное обслуживание массового сознания от сообщения фактов до глубокого влияния на мировоззрение и ориентацию аудитории. Влияет на идеалы и стремления людей.

4. культурно-формирующая функция: формирование политической культуры, экономическое образование, этическое и эстетическое ыопитание, формирование культуры поведения(пропаганда физкультуры, здоровья)

5. рекламно-справочная : удовлетворение утилитарных запросов(покупки, ремонт) а так же информационное обеспечение разных увлечений.

6. Рекреативная функция: присутствует в той или иной мере везде, так как без нее невозможно выполнять другие функции. Развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия. Все материалы СМИ должны быть интересны, но есть и такие которые существуют только для этого.

Все функции существуют в органическом единстве и взаимосвязаны.

По мнению Прохорова это позволяет осознать роль журналистики в обществе.

Корконосенко предлагает социально-ролевой подход: он разделяет понятие социально-ролевая характеристика и функция. Ролевые характеристики в зависимости от сфер – экономической, политической, духовно-идеологической и социальной – выделяются производственно-экономическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и духовно-идеологическая.

Социально-ролевая характеристика имеет прямое отношение к функциям прессы. В социальной сфере пресса выполняет функции по сбору, накоплению, хранению, переработке и распространению информации. В духовной – познавательную, образовательную, воспитательную и мобилизующую. Ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ, но это не собственные функции журналистики а те законы, которые сложились вне ее.

Науменко считает что функцией журналистики как элемента системы духовно-практической деятельности является внедрение в массовое сознание элементов специализированного сознания в виде оценок явлений и фактов. Это выводит функции журналистики на более высокий уровень.