33. Взаимодействие средств массовой информации.
Наполненность «информационного пространства» множеством изданий и программ, наметивших свою информационную «нишу» и стремящихся там прочно обосноваться, предполагает, что СМИ вступают между собой в определенные отношения.
«Дружеское» взаимодействие протекает прежде всего как взаимопомощь, кооперация. Простое проявление - взаимодействие разных по уровню (общенациональных, региональных, районных) изданий и программ при обращении к одной и той же тематической области.
Простая кооперация предполагает соединение усилий при решении единой задачи на основе использования закономерностей эффекта постоянства.
Простая кооперация неизбежно перерастает в сложную, поскольку в ней задействованы СМИ с разной физической природой носителя сигнала (пресса, радио, телевидение с их специфическими возможностями), разного уровня (от «Всемирной службы радио» до районной газеты), разного типа (хотя бы по набору проблемно-тематических линий). Каждое СМИ берет на себя прежде всего ту часть задач, которую оно может выполнять наиболее эффективно.
Для успешной реализации кооперационных связей и полного использования возможностей кооперации необходимо налаживание координации (лат. coordinatio «приведение в порядок») - сознательного, целенаправленного, организованного распределения и объединения усилий вступающих во взаимодействие кооперативного типа изданий и программ. Простейшей формой координации журналистской деятельности является налаживание выпуска газеты, журнала, радио- или телевизионной программы. Ведь уже на уровне функционирования одной редакции требуется выработка на определенный срок информационной политики по ведущимся в данном органе журналистики проблемно-тематическим направлениям. При этом информационная политика определяется по большому кругу журналистских проблем: по политической линии издания (программы), основным проблемно-тематическим направлениям, характеру их ведения, системе рубрик, отношению к публикациям других СМИ, привлекаемым авторам, жанровой структуре, расположению материалов по страницам (в структуре программы) и т.д.
При координации деятельности разных СМИ налаживается сотрудничество как по горизонтали - между «одномасштабными» изданиями и программами разного типа, распространяемыми или по всей стране, или в регионе, области, районе, так и по вертикали - между изданиями и программами различного уровня (скажем, между изданиями, рассчитанными на аудиторию всей страны, и изданиями, выходящими в регионах, вплоть до районных газет).
Макровзаимодействие - взаимодействие «всех со всеми» - важный, но не единственный способ налаживания отношений в системе СМИ. Рядом с ним стоит не менее, а в чем-то более важная форма отношений - микровзаимодействие.
Микровзаимодействие - это система отношений между теми изданиями и программами, к которым реально обращается та или иная часть аудитории.
СМИ, обращенные как к максимально широкой аудитории, в которой представлены все слои общества (например, крупнотиражный еженедельник «Аргументы и факты»), так и к узкой аудитории или к отдельным общественным группам, формируемым по классовым, профессиональным, половым, возрастным, национальным, образовательным, региональным и другим признакам. В результате дифференциации по аудиторному признаку появляются, в частности, издания, обращенные к разным подгруппам одной большой группы («Работница» и «Крестьянка»), И вместе с тем к одному слою аудитории обращаются разные по своим политическим ориентациям издания и программы (например, «Правда» и «Известия», издания разных направлений, но рассчитанные на самый широкий слой аудитории).
И забота редакции каждого СМИ - налаживать теперь уже также взаимодействие именно с теми конкретными изданиями и программами, которые входят в личные или семейные «наборы» источников массовой информации. В принципиальном плане взаимодействие между ними носит тот же характер, что и взаимодействие между всеми средствами массовой информации относительно всей совокупной аудитории. Для гражданского общества, в котором интересы личности, ее нужды имеют первостепенное значение, учет этого типа взаимодействия оказывается обязательным условием демократичности и эффективности действия в массово-информационной сфере.
Отношения, даже с каким-то одним изданием (программой), могут быть различными.
Прежде всего возникают отношения взаимодополнения, т.е. стремление одних изданий дополнить материалы других, сообщить «неизвестное об известном», широко используя при этом свои специфические возможности (цветные фото в журналах, видеоматериал по телевидению)
- 1.Журналистика. Её истоки и предпосылки возникновения.
- 2.Массовая информация в системе категорий журналистики.
- 3.Потенциальная, принятая и реальная информация.
- 4.Информативность сообщения и условия ее достижения. Понятие информационной насыщенности текста.
- 5. Семантика, синтактика, прагматика журналистского текста.
- 6. Дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная информация.
- 7.Специфика массово-информационной деятельности.
- 8. Понятие функции применительно к журналистике.
- 9. Функции журналистики как отражение социальных потребностей.
- 10. Функции журналистики как система, их взаимодействие.
- 11. Понятие «идеология» и идеологические функции сми.
- 12. Культуроформирующие, рекламно-справочные и
- 13. Социальная позиция журналиста. Механизмы её формирования.
- 14. Взаимодействие общечеловеческого и группового в формировании социальной позиции.
- 15. Демократизм и гуманизм как составляющие соиальной позиции.
- 16. Принципы журналисткой деятельности и проблема принципиальности
- 17. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма
- 18. Термины «свобода», «необходимость», «ответственность» в преломлении к журналистике
- 19. Возникновение лозунга свободы печати и его предпосылки
- 20. Экономически условия и факторы свободы сми
- 21.Юридическая сторона свободы журналистики
- 23. Либертарианская система журналистики.
- 26. Журналистика как «четвертая власть». Содержательное наполнение понятия.
- 27. Понятие «информационный порядок» и пути его достижения.
- 28.Социальные типы демократической журналистики.
- 30. Информационная борьба и информационная безопасность в сфере сми.
- 31. Массово-коммуникационные средства журналистики.
- 32. Инфраструктура средств массовой информации.
- 33. Взаимодействие средств массовой информации.
- 34. Глобализация информационных процессов.
- 35. Журналистика и массовое сознание.
- 36. Структура массового сознания. Функции его основных элементов
- 37. Массовая культура и сми.
- 38. Виды журналистской деятельности и формирование
- 39.Информационная политика сми и формы ее реализации.
- 40. Типы журналистского творчества
- 41 Результативность журналистики и ее формы
- 42 Действенность журналистики и пути ее повышения
- 43.Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией
- 44 Творческие факторы эффективности
- 46. Характеристика закона рф о сми
- 47. Права и обязанности журналистов согласно Закону рф «о сми»
- 48.Журналистская этика
- 49. Авторское право журналистов
- 50. Опровержение в периодическом печатном издании
- Структура информационного рынка россии