logo search
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

33. Взаимодействие средств массовой информации.

Наполненность «информационного пространства» множеством изда­ний и программ, наметивших свою информационную «нишу» и стремя­щихся там прочно обосноваться, предполагает, что СМИ вступают между собой в определенные отношения.

«Дружеское» взаимодействие протекает прежде всего как взаимопо­мощь, кооперация. Простое прояв­ление - взаимодействие разных по уровню (общенациональных, регио­нальных, районных) изданий и программ при обращении к одной и той же тематической области.

Простая кооперация предполагает соединение усилий при решении единой задачи на основе использования закономерностей эффекта по­стоянства.

Простая кооперация неизбежно перерастает в сложную, поскольку в ней задействованы СМИ с разной физической природой носителя сигна­ла (пресса, радио, телевидение с их специфическими возможностями), разного уровня (от «Всемирной службы радио» до районной газеты), раз­ного типа (хотя бы по набору проблемно-тематических линий). Каждое СМИ берет на себя прежде всего ту часть задач, которую оно может выполнять наиболее эффективно.

Для успешной реализации кооперационных связей и полного исполь­зования возможностей кооперации необходимо налаживание координа­ции (лат. coordinatio «приведение в порядок») - сознательного, целена­правленного, организованного распределения и объединения усилий вступающих во взаимодействие кооперативного типа изданий и про­грамм. Простейшей формой координации журналистской деятельности явля­ется налаживание выпуска газеты, журнала, радио- или телевизионной программы. Ведь уже на уровне функционирования одной редакции тре­буется выработка на определенный срок информационной политики по ведущимся в данном органе журналистики проблемно-тематическим на­правлениям. При этом информационная политика определяется по боль­шому кругу журналистских проблем: по политической линии издания (программы), основным проблемно-тематическим направлениям, харак­теру их ведения, системе рубрик, отношению к публикациям других СМИ, привлекаемым авторам, жанровой структуре, расположению материалов по страницам (в структуре программы) и т.д.

При координации деятельности разных СМИ налаживается сотрудни­чество как по горизонтали - между «одномасштабными» изданиями и программами разного типа, распространяемыми или по всей стране, или в регионе, области, районе, так и по вертикали - между изданиями и про­граммами различного уровня (скажем, между изданиями, рассчитанными на аудиторию всей страны, и изданиями, выходящими в регионах, вплоть до районных газет).

Макровзаимодействие - взаимодействие «всех со всеми» - важный, но не единственный способ налаживания отношений в системе СМИ. Ря­дом с ним стоит не менее, а в чем-то более важная форма отношений - микровзаимодействие.

Микровзаимодействие - это система отношений между теми изда­ниями и программами, к которым реально обращается та или иная часть аудитории.

СМИ, обращенные как к максимально широкой аудитории, в которой представлены все слои об­щества (например, крупнотиражный еженедельник «Аргументы и факты»), так и к узкой аудитории или к отдельным общественным группам, форми­руемым по классовым, профессиональным, половым, возрастным, нацио­нальным, образовательным, региональным и другим признакам. В резуль­тате дифференциации по аудиторному признаку появляются, в частности, издания, обращенные к разным подгруппам одной большой группы («Ра­ботница» и «Крестьянка»), И вместе с тем к одному слою аудитории обра­щаются разные по своим политическим ориентациям издания и програм­мы (например, «Правда» и «Известия», издания разных направлений, но рассчитанные на самый широкий слой аудитории).

И забота редакции каждого СМИ - налаживать теперь уже также вза­имодействие именно с теми конкретными изданиями и программами, ко­торые входят в личные или семейные «наборы» источников массовой ин­формации. В принципиальном плане взаимодействие между ними носит тот же характер, что и взаимодействие между всеми средствами массовой информации относительно всей совокупной аудитории. Для гражданского общества, в котором интере­сы личности, ее нужды имеют первостепенное значение, учет этого типа взаимодействия оказывается обязательным условием демократичности и эффективности действия в массово-информационной сфере.

Отношения, даже с каким-то одним изданием (программой), могут быть различными.

Прежде всего возникают отношения взаимодополнения, т.е. стремле­ние одних изданий дополнить материалы других, сообщить «неизвестное об известном», широко используя при этом свои специфические возмож­ности (цветные фото в журналах, видеоматериал по телевидению)