20. Методы работы журналиста с источниками информации
Источник информации – физическое лицо, которое в силу своего служебного положения и профессиональных знаний обладает интересующей информацией. К ним также можно отнести официальные статистические сведения, доступные базы данных, а также источники. (словарь копирайтера)
Один из этапов создания журналистского произведения – это направленное изучение конкретного предмета будущего произведения. Изучить – значить собрать информацию, то есть обратиться к источникам информации, которые компетентны по этой теме.
Три основных источника информации: документ, человек и предметно-вещественная среда.
Источники информации - Методы работы с ними
Документ
- экспресс-анализ документа (это лишь указание, ссылка, поверхностное определение содержания документа). Пример: согласно № статье закона.
- контент-анализ (углубленное изучение содержания, сути документа).
Человек
От простого к сложному:
- вопрос – ответ
- метод анкеты (социологический метод исследования общественного мнения, личность не интересует, только ответы).
- опрос (телефоны, уличный, фокус-группа, интерактивный).
- информационное и протокольное интервью.
- аналитическое интервью.
- беседа (диалог).
- полилог.
Предметно-вещественная среда
Все виды наблюдения (смотреть, слушать, запоминать).
Журналистский эксперимент
- испытано на себе
- журналист меняет профессию
- метод «маски»
1.Документ – самый объективный источник информации на сегодняшний день.
Документ – официальный, письменный источник. Это заявления, законы. Более объективный характер. «Царь» источников.
По Лазутиной: Понятие «документ» употребительно сегодня в двух смыслах – широком и узком. Согласно широкому, документ – это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и в пространстве. Документы могут содержать письменные и печатные тексты, изображения, звуки. Документ в узком смысле – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.
Говоря о значении документа для журналистики, часто имеют в виду именно узкий смысл. Между тем для нее актуальны оба значения слова: «деловая бумага» – лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности.
2.Человек. Если человек носитель компетентной информации. Интересная психология человека. Каков он? Разные вопросы программируют разные типы ответов.
Анкета направлена на массовых людей, не учитывает психологически-личностные качества, использует полученную информацию в совокупности.
Опрос уличный (не обязательно подразумевает компетенцию), широта взглядов, мнений.
Фокус-группа (2 или 3 одинаковых вопроса людям), выбор людей принципиален, обычно звезды.
Интерактивный опрос – технически опосредованное (смс, телефон), участвует только количественный аспект. Задача: грамотно, профессионально и великолепно составлять вопросы.
Информационное интервью – пин-понг (задается вопрос – получается ответ).
Протокольное интервью проводится с высоко поставленными людьми, депутаты и т.д. Это только когда приезжает иностранный глава, или в стране происходит нечто, когда нужно заявить позицию.
Аналитическое интервью подразумевает развитие, журналист реагирует на ответы и выстраивает свои вопросы (на 7м канала «Чай вдвоем» Далгушина – образец аналитического интервью).
Беседа (диалог) – журналист может демонстрировать себя как личность. Журналист человек общественный.
Разновидность беседы – психологический портрет (определенные провокации, как себя ведет человек).
Полилог – одновременно беседуют не двое. Принцип – должны предъявляться, противопоставляться, сталкиваться разные точки зрения. Журналист сталкивает их.
Социальная функция: а) консенсус, нахождение общего решения; б) у аудитории есть развитие, выбор между точками зрения.
Журналист играет роль модератора (сталкивает).
Элитаризм – когда журналист отвергает точку зрения его героев, а выдвигает свою точку зрения, как самую главную.
По Лазутиной: Человек – ключевое звено в системе информационных источников. В американской научной традиции оно квалифицируется как «живой источник», и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включен в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Во-первых, он всегда свидетель или участник происходящих вокруг событий и потому вы-ступает как держатель информации о них. Во-вторых, он – носитель информации о себе, о своем внутреннем, субъективно созданном мире. В-третьих, он – транслятор информации, полученной от других.
Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для нас: как существо социальное человек программирует свое поведение сам, что обязан учитывать журналист.
3.Наблюдение: кратковременное, долгосрочное, случайное, запланированное.
Предметный в большей степени текст. Василий Песков (комсомольская правда) – мастер журналистики наблюдения.
Всегда проверять полученную информацию о предметно-вещественной среде. Всегда использовать предметно-вещественную среду для создания журналистского произведения. Человек всегда находится в состоянии включенного наблюдения.
По Лазутиной: Предметно-вещественная среда – обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Однако и тут есть сложность: они «разговаривают» только с теми, кто умеет их разглядеть и хочет понять их язык.
4.Журналистский эксперимент – это инициированное журналистом ситуация, в которой люди действуют естественно, не зная об эксперименте и тем самым обнаруживают истинные мотивы поведения и интересы. Журналист может быть участником ситуации.
Условие, при котором возможен журналистский эксперимент и необходим – когда журналист, воспользовавшись традиционными источниками информации, объективной информации получить не может.
Существуют и опосредованные источники информации. Существует достаточно развернутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам относятся следующие:
1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;
2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;
3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;
4) пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;
5) специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами;
6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.
Законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Источниками информации выступают агентства новостей (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, ИМА-пресс, РИА-новости и др.)
- 1. Глобальное информационное пространство и массово-информационная деятельность.
- 2. Медиасистема и ее свойства.
- 3. Журналистика как социально-политический институт
- 4. Журналистика и общественное мнение.
- 5. Журналистика в информационном обществе: тенденции и прогнозы.
- 6. Типология сми.
- 4. Легитимность.
- 5. Качественная и массовая пресса.
- 7. Газетная и журнальная периодика в системе сми .
- 8. Телевидение в системе сми
- 9. Жанровая структура телевидения в аспекте развлекательности (инфотейнмент, сериалы, ток-шоу, реалити-шоу).
- 10. Сми в пространстве Интернета.
- 11. Организация работы сми в условиях рынка.
- 12. Основные понятия и концепции экономики и управления сми.
- 14. Связи с общественностью: сущность и функции
- 1. Особенности связей с общественностью как профессиональной деятельности
- 2. Характеристики информации, которую структуры по связям с общественностью поставляют обществу.
- Инициированность.
- Функции структур по связям с общественностью.
- 4. Основные социальные контрагенты структур по связям с общественностью (группы общественности).
- 5. Модели pr-деятельности и тенденции их развития.
- Стратегические и тактические цели деятельности структур по связям с общественностью. Средства достижения этих целей.
- 16. Журналистика как род творческой деятельности.
- 18. Журналистика новостей.
- 19. Аналитическая журналистика. Методы и жанры.
- 20. Методы работы журналиста с источниками информации
- 21. Журналистика расследования. Метод включенного наблюдения. «Копатели» от Гюнтера Вальрафа, Уотергейта до наших дней.
- 22. Правовое регулирование деятельности сми.
- 1.Сведения в военной области:
- 2.Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3.Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4.Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- 24. Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 25. Сми и проблемы манипулирования массовым сознанием.
- 26. Сми во взаимодействии с аудиторией.