logo search
ОТЖ (3)

42.Журналистика как массово-информационная деятельность

Массовая информация – это центральная категория журналистики. Она раскрывает специфичность журналистики, характерна для нее в целом и содержит в себе все богатство и разнообразие журналистики. Все содержание журналистики передается в виде информации.

Деятельность по сбору, обработке, передаче информации составляет специфику журналисткой деятельности как особой сферы социальной деятельности , во всех ее проявлениях и именно этой деятельности подчинены все структуры журналистики.

Информация – это самое простое и вместе с тем сложное явление. Высокая информативность журналистских произведений не только за счет увеличения фактов и комментариев, но и за счет высокого качества работы с аудиторией.

Информационная природа имеет в виду не информацию вообще, а именно массовую информацию. То есть:

Она обращена к массам. То есть к большой совокупности людей

Она доступна для массовой аудитории, то есть актуальная и интересна

Она общественно направлена, ориентирована на формирование гражданина, сознательной и активной личности.

То есть массовая информация обращена к массовому сознанию

Журналистская информация – самая социальная – она и полезная и общественно значимая.

Массовая информация вместе со специальной и личной создает основу духовного мира личности.

Информация – это вся совокупоность сведений, которые предназначены для аудитории: событийная информация, комментированная, художественная, публицистическая, фундаментальная. Это важно, потому что СМИ как массово информационная деятельность не должны себя ограничивать только передачей событий, они должны давать любую информацию.

Важен вопрос о том. Что текст является лишь потенциальным носителем информации, но собственно информацией в тексте оказывается только то, что читатель понял и принял из текста. Нужно различать сообщение, принятую информацию (ту часть которая взята аудиторией) и реальную информацию( это то что перестроилось в сознании читателя на основе принятой информации)

Здесь две проблемы информационная насыщенность текста (=наличие в нем потенциальной информации) и информативность текста ( максимальной реализации потенциала теста при столкновении с аудиторией. Поэтому журналист должен заботится о повышении информационной насыщенности.

Три этапа массово-информационного процесса СМИ: отображение действительности, создание текста произведения, освоение текста аудиторией. Для того чтобы текст был понят аудиторией он должен быть семантически, синтаксически и прагматически адекватен. Основная задача массово-информационной деятельности – достижение информированности аудитории, такого состояния при котором каждый располагает достаточной и необходимой информацией для принЯтия правильных решений. Основа деятельности журналиста – это создание текста для повышения информированности аудитории. Необходимые условия информативности – небанальность, декодируемость, релевантность( то что она должна быть значима для аудитории.

Семантическая адекватность – это соответствие текста той реальности, которую отражает журналист. Поток информации должен быть дескриптивным( описывающим все богатство мира), прескриптивным( журналист исходит из своего идеала желаемого будущего), валюативным ( журналист дает свою оценку происходящего).

Все эти факты и свойства журналистской деятельности дают журналисту воздействовать на читателя, позволяют ему работать активно, целенаправленно и результативно