logo search
ОТЖ (2)

Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.

Профессионально этические принципы журналистской деятельности.

Профессиональная этика журналиста подразумевает профессионально-нравственные регуляторы делового поведения журналиста. Здесь необходимо рассмотреть такие понятия как «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональная честь». Журналистика - это профессия, в которой существует объективная зависимость между отношением общества к данной профессии и ее нравственным уровнем. С официально юридической точки зрения, журналисты руководствуются, прежде всего, Конституцией страны и Законом о СМИ. Однако именно у журналистов существуют не менее значимые для них нравственные принципы поведения, аккумулированные в неформальный Кодекс журналиста.

Нравственные принципы:

- «1) соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми; - 2) соблюдать законы своей страны и международные правовые акты; - 3) соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений; - 4) выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно

Этические нормы взаимоотношений журналист-аудитория:

- «1) всемерно защищать свободу прессы; - 2) уважать право людей знать правду; - 3) уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения; - 4) уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории; - 5) укреплять доверие людей к средствам массовой информации

Этические нормы взаимоотношений журналист – источники информации:

- 1) использовать при работе с источниками для получения сведений исключительно законные, достойные методы и действия;

- 2) уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении сведений, не позволяя себе бестактности, давления, шантажа; - 3) указывать в материалах источники информации;

- 4) сохранять профессиональную тайну относительно источника информации; - 5) соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность

Этические нормы взаимоотношений «журналист – герои»:

- 1) заботиться о непредвзятости своих публикаций; - 2) уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания; - 3) уважать право человека на неприкосновенность частной жизни; - 4) быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя; - 5) воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека.

Этические нормы взаимоотношений «журналист – авторы»:

- 1) строить отношения с авторами на основе взаимного уважения;

- 2) ценить самобытность автора, стремиться сохранить авторское своеобразие текста; - 3) согласовывать с автором все изменения в его материале; - 4) аргументировать самым тщательным образом отказ в публикации; - 5) беречь свою профессиональную репутацию.

Этические нормы взаимоотношений «журналист – коллеги»:

- 1) уважать общность интересов и целей журналистского содружества;

- 2) заботиться о престиже профессии; - 3) приходить на помощь коллегам; - 4) уважать нормативы служебных отношений; - 5) заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата; - 6) уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права; - 7) уважать право коллеги на мотивированный отказ от выполнения задания.

Этические нормы взаимоотношений «журналист – власть»:

- 1) проявлять уважение к власти; - 2) оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций;

- 3) отстаивать право журналистики на независимость от власти;

- 4) отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур; - 5) разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах; - 6) опровергать фактами заявления представителей властных структур, утверждения политиков; - 7) заботиться о точности и доказательности критики властных структур.

Корконос:

Выработка системы саморегулирования внутри журналистики способна уберечь от санкций за нарушения своих социальных обязательств.

Понятие профессионального долга концентрированно выражается в ряде важнейших принципов:

  1. Правдивость (главный принцип).

- Добросовестная фиксация отдельных фактов.

- Глубина и достоверность их анализа.

- Проверка сомнительной информации;

  1. Гуманизм.

В философском понимании – признание человека величайшей ценностью, а человеческое благо – конечной целью бытия.

В социальном плане – деятельность, направленная на создание условий для достойного существования человека.

В морально-нравственном отношении – уважение личности и признание её уникальности.

В эстетическом аспекте – признание физической и духовной красоты человека.

В журналистике – отстаивание всеобщих ценностей гуманизма (мир, демократия, права человека). Внимание к личности.

  1. Народность. Защита интересов нации, отражение её потребностей.

Нельзя подменять народность национализмом. Внимание к национальному культурному наследию.

В связи с фрагментарностью сознания современного общества эти принципы наполняются разным содержанием.

Этические нормы (вырабатываются по собственной инициативе журналистскими сообществами). Формируются на основе согласия коллег о том, какие действия способствуют повышению престижа и эффективности работы СМИ, а какие мешают ему.

Этика регулирует отношения журналистов с теми же субъектами, что и право, и профессиональные принципы. Устоявшиеся этические правила закрепляются в законодательстве.

Собственно этические нормы фиксируются в журналистских кодексах (в этике сильно развит прагматический компонент).

Прохор (Мистер Праздник):

Партийная позиция определяет всю систему принципов!!!

Гуманизм не отдельный принцип, а – синтез всех!!!!

Партийность – интегральное выражение гуманизма, а гуманизм – инобытие партийности (?!).

Система принципов:

  1. Правдивость и объективность (главные противники – субъективизм и объективизм – уравнивание существенного и несущественного);

  2. Массовость;

  3. Народность (отстаивание интересов совокупности классов общества, которые заинтересованы в прогрессивных изменениях и могут способствовать развитию всего общества);

  4. Патриотизм и космополитизм;

  5. Национальная гордость и интернационализм;

  6. Демократизм.

Журналистская этика.

Регулируемые отношения:

  1. Журналист – аудитория (добросовестность);

  2. Журналист – источник информации;

  3. Журналист – персонаж (не навреди);

  4. Журналист – автор;

  5. Журналист – редакционный коллектив;

  6. Журналист – коллеги.

Билет № 23: Революционно-демократический взгляд на свободу печати. План ответа:

Статья Карла Маркса, где он излагает основные принципы свободной прессы:

- революционность + историчность=народность – «духовное зеркало народа»

- свобода слова абсолютна

- важность общегосударственных интересов над частными

Ярким идеологом данного взгляда был Карл Маркс. В своей статье «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания» (ландтаг – собрание земельного парламента, посвященное новой цензурной инструкции) он излагает свое понимание свободы печати. Прежде всего, печать революционна по настроению и целям. Революция совершается сначала в духовной сфере, а пресса – «самое свободное в наши дни проявление духа». Свободная печать исторична, она призвана честно отражать реалии своего времени и способствовать разрешению обострившихся социальных противоречий. Революционность и историчность объединяются понятием народности. Пресса является «зорким оком народного духа», «духовным зеркалом» народа. Важны не узкие частные интересы, а общегосударственные и общенациональные. Свобода печати должна быть абсолютной, пресса независима от власти.