logo search
ОТЖ (3)

30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики

Профессия – это возникший в условиях разделения труда особый род трудовой деятельности. По мере того, как массово-информационная деятельность развивается число специальностей в журналистике увеличивается. НО существует и совокупность обще профессиональных свойств, которая составляет основу личности каждого журналиста профессионала. Это творчески своеобразная личность.

Ядро личности – это мировоззрение, социально-политические и профессиональные наклонности. Они соседствуют с профессиональными склонностями, которые можно реализовать при наличие способностей. Успешную деятельность обеспечивает личные свойства, знания, навыки и опыт.

Внешний слой, который скрепляет мир личности, составляет область ответственности за профессиональную реализацию, за самосовершенствование, за самоотдачу и служение отечеству. Между этими областями нет четких границ, но существует зависимость. Ответственность требует знаний в области права и этики, а опыт – осмысления в области теории. Склонности, какие бы они не были большие, могут реализоваться только если есть знания и опыт.

Журналист может реализоваться, если у него все эти качества, и он их гармонично развивает. Дисгармония этих качеств ведет к формированию доктринеров и приспособленцев. Но притом, что эти качества общие для всех бывает много разных типов творческой личности. У кого-то что- то ярче, у кого-то больше рациональности а у кого-то образности. Это различие необходимо чтобы редакции были живыми организмами, как оркестр из разных инструментов. Поэтому журналист должен видеть себя в коллективе, формироваться как профессионал и свои качества.

Склонности – запускающий механизм при формировании журналиста. Они обладают силой и мотивацией и заставляют преодолевать препятствия на пути к профессии. Хорошо когда склонности подкреплены способностями.

Бывает мотив «для себя, когда человек хочет развить свои способности и самореализоваться. Но более продуктивно когда есть мотив служения обществу.

Основные мотивации журналиста:

Желание принести пользу

Желание реализовать социальную позицию

Соединение познавательной деятельности и вмешательства в реальную жизнь для решения проблем.

Конкретные стремления( ловить новости или разгребать грязь) зависит от личных особенностей журналиста либо от нужд редакции.

Способности – особенности личности, которые субъективные условия для успеха. Они проявляются в том, как быстро, глубоко и прочно человек овладевает умениями для конкретной деятельности. Бывают разные но у большинства средние. Их можно развивать.

Общественно-политическая позиция журналиста – система установок и ориентации, стержень личности. То что направляет человека. Журналист должен занять позицию, которая может быть разной.Но основной вектор – гуманистические устремления. Принципиальность журналиста – устойчивость его позиции. Выработка твердой позиции – результат работы над собой.

Ядро личности окружают такие важные качества как:

Интеллектуальные: мыслительные способности и уровень умственного развития

Эмоционально-образное мышление: уметь фиксировать детали, владеть приемами художественной образности, знание законов творчества

Психологические качества журналиста: любопытство, стремление докопаться до истины, мужество, доброта, отзывчивость, общительность, быстрота реакции, находчивость.

Система знаний: общая высокая культура и профессиональные знания. Для журналиста важен опыт и свобода но связанная с ответственностью.

+33Методология журналистского познания действительности

4 обл методолгогии:

- общая методология познания-вырабатыв мировоззренческ и общеметодологич ориентиры и основаполож для всех наук.

-методы научн познания- разделяются на методы изучения(система приемов познания явлений и объектов дейст-сти.помогают исследователю увидеть явление в сущностных чертах и свойствах,раскрыть его природу,закономерности) и изложения(система приемов представления аудитории получ в ходе изуч явления или объекта данных)

-методологич основы научн и творч познават деят-сти

-методологич принципы изложения

Методологич основы научн и творч-познават деят-сти жур-ста включ в себя 2 формы обществ познания-научную и худож. Специфика худож познания заключ в том,что сущность явлений,раскрываемая худож методами,выраж в чувственно воспринимаем форме- в образах. Образность и наглядность сближ жур-ку с обыденным знанием. А стремление жур-ки раскрыть сущность явлений, показать необходимое—сближает с научным познанием.

Так.обр., методология-система знаний о содержании и формах методов и об их правильном использовании.

Ее главн задача- построение процесса и системы познания при помощи методов

Жур-ст работает на 2 уровнях: эмпирическом, теоритическом.

Метод:

-способ познания, исследования явлений природы и обществ жизни(диалектич метод;экспериментальный,сравнительный)

-система приемов как-либо деят-сти, способ или образ действия

Публицистич метод по Прохорову:

Познание предмета может протекать лишь с помощью соответствующ метода,ктр рассматривается в связи с функцией и предметом.Результатом применения метода при познании предмета явл создание произведений, в ктр специфич содержание фиксир в соответствующ форме.

Метод любого типа познания предопределяется предметом.Предметом публицист познания выступ самые разнообр объекты соц мира. В публицист творчестве метод вступ как исходный пункт и предпосылка всей последующ деят-сти жур-ста по созданию определ типа произ-ния.

Метод-совокупность знаний(общих и специально журналистских), использование ктр в кач способов творч деят-сти приводит к созданию про-ния в единстве его содержания и формы.

Общенаучн методы познания,использ в жур-ке: анализ, синтез, абстрагоривание, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия.

Традицион журналистские методы: беседа, наблюдение, работа с документами

Соц-психологич методы:соц.опросы, маркетинговые исследования рынка,массмедиа,консалтинговые услуги

Вопрос,связан с определ метода жур-кого творчества решается только на методологич уровне, ктр предполаг обобщение уже существ форм и методов журн-кого познания со всеми др формами челов деят-сти