logo search
ОТЖ (2)

Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати

Как всякая деятельность, разворачивающаяся в соприкосновении с обществом, журналистика не может не подчиняться определенным нормам и правилам. Он оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также на жизнь конкретных людей, а именно потому необходимы механизмы, регулирующие ее активность. Ключевым понятием для решения вопроса о том, что дозволено прессе и что не допускается, является свобода печати.

Существует несколько концептуальных подходов к свободе печати, порожденных разными социально-историческими обстоятельствами и факторами:

  1. революционно-демократический;

  2. предпринимательский;

  3. классово-политический;

  4. нормативно-правовой.

Рассотрим подробнее нормативно-правовой подход к свободе печати. Он предполагает точное определение взаимных обстоятельств, возможностей и ответственности прессы, государства, юридических лиц, граждан в процессе массово-информационной деятельности. Эти положения закрепляютя в международных договорах, национальном законодательстве, административных решениях, этических кодексах и других регулятивных документах. Первое по значимости место среди них занимают законы.

Для нашей страны использование нормативно-правового подхода к свободе печати играет роль принципиального выбора в пользу демократии. Хотя нормативно-правовые акты, касающиеся прессы, появлялись в России регулярно и в течение долгого исторического периода, они скорее накладывали на журналистов обязанности, чем гарантировали им свободу. Такое законодательство получило название запретительного. Первым в этом ряду стоит указ Петра I об издании газеты «Ведомости», который предписывал государственным учреждениям снабжать редакцию сведениями. При всех следующих императорах развивалось цензурное законодательство. Цензура – надзор над прессой извне, прежде всего со стороны государства. Она может быть предварительной (официальное разрешение на публикацию материалов) и карательной (наказание за нарушение границ дозволенного). В России наряду с общей цезурой существовала ведомственная (духовная, военная и др.), вместе с внутренней – внешняя (разрешение на ввоз литературы).

Естественно, что прогрессивно настроеныые общественные деятели выступали за смягчение этого порядка, даже за его полную отмену. Например, в 1850-х годах Ф.И. Тютчев направил А.М. Горчакову записку «О цензуре в России», где были изложены предложения, направленные на то, чтобы изменить отношение власти к печати. Однако эти предложения не были услышаны правительством.

В дальнейшем предпринимались радикальные попытки создать правовую базу свободы слова. Энергичным толчком для этого служили революционные события. В 1905 году царь выступил с манифестом, где свобода слова провозглашалась вместе с другими либеральными обещаниями. А 1913 году правительство вынесло на широкое обсуждение проект закона о печати. Но он так и не был принят. Новые законопроекты создавались после Февральской революции, но и тогда нормативно-правовой подход к прессе не восторжествовал на практике.

На протяжении почти всего советского периода отечественной истории сохранялась служба цензуры, т.е материалы печати, радио и позднее телевидения проходили через жесткий адмимнистративный контроль. Положения, устанавливающие правовые рамки деятельности СМИ были зафиксированы в текстах конституций. Так, в конституции 1918 года свобода печати гарантировалась прежде всего пролетариату и беднейшему крестьянству, в 1936 – трудящимся, а в 1977 – гражданам, в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя. Таким образом, постепенно расширялся круг субъектов, обладающих правами и свободами.

Первый в нашей стране закон о СМИ носил название «О печати и других средствах массовой информации», принятый в СССР в 1990 году. В основе его концепции лежали провозглашение свободы массовой информации, отмена цензуры и правовое регулирование журналистской деятельности в различных ее видах. Так завершился долгий путь к нормативно-правовому разрешению вопроса о свободе печати. С 1992 года в РФ действует «Закон о СМИ». Он опирается на действующую Конституцию, в которой закреплены основы информационного права: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру, идеологический плюрализм, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Ограничение прав общества выражается прежде всего в том, что не допускается цензура СМИ. Со стороны прессы не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны (ст4 Конституции РФ).

Общество и пресса как бы заключили между собой договор, обязуясь соблюдать взаимные интересы. С отменой предварительной цензуры резко возросли и профессиональный риск, и требования к эрудиции журналистов в специальных вопросах, особенно правовых.

Данное положение соответствует нормам, принятым в мировом сообществе. Международный пакт о гражданских и политических правах, вступивший в силу в 1976 году, предусматривает, что пользование свободой слова налагает особые обязанности и особую ответственность.

Заметим, что в интересах государственной безопасности может временно возрождаться институт цензуры – в случае введения чрезвычайного или военного положения. Пример: во время войны в Персидском заливе США ввели военную цензуру на видеоинформацию с театра боевых действий.