Вопросы Основы журналистики Дневное 2010 г.
1.Журналистика как социальное явление. Технические и социально-экономические предпосылки возникновения журналистики и ее развития.
2.Сущность и особенности журналистской информации. Информационная функция журналистики.
3.СМИ как система, перспективы ее развития.
4.Газеты как средство массового информирования.
5.Журнал как вид прессы.
6.Информационные агентства.
7.Радио как средство массового информирования.
8.Телевидение как средство массового информирования.
9.СМИ в Интернете.
10.Журналистика как социальный институт в нашей стране, ее взаимодействие с другими социальными институтами.
11.Система социальных функций журналистики.
12.Функции пропаганды, агитации, организаторская.
14.Журналистика и общественное мнение (понятие ОМ, его особенности и роли в жизни общества, способы выражения ОМ отдельным изданием и журналистикой в целом).
15.Проблема выражения и формирования ОМ средствами массового информирования (задачи журналистики по отношению к ОМ, журналистские кампании по формированию и выражению ОМ, проблема манипулирования).
16.Действенность и эффективность журналистики.
17.Основные профессиональные принципы журналистской деятельности.
18.Проблема объективности в журналистике.
19.Проблема свободы журналистики: социально-философский и правовой аспекты.
20.Проблема свободы журналистики: социально-политический и экономический аспекты. Социальная позиция журналистики.
21.Проблема «журналистика – четвертая власть» в современной теории журналистики.
22.Профессиональная этика журналиста. Понятия, основные проблемы, основные нормы.
23.Профессиональная этика журналиста. Проблема «журналист и источники информации», допустимые и этически спорные методы получения информации.
24.Профессиональная этика журналиста: проблема «журналист и его герой», «журналист - коллеги». ( Авраамов «Проф. этика журналиста», Лазутина «Проф.этика журналиста»).
25.Профессиональная мораль международной журналистской корпорации, закрепленная в КОДЕКСАХ журналистских организаций разных стран. (Авраамов Проф.этика журналиста).
26.Кодекс профессиональной этики российского журналиста (1994 г.), его требования. Критический анализ его положений. (текст в книге Лазутиной Проф.этика журналиста).
27.Обеспечение свободы массового информирования в Законе РФ «О СМИ».
28.Закон РФ «О СМИ»: проблема отношений редакции с гражданами и организациями.
29.Закон РФ «О СМИ»: Редакция и учредитель, их статус, права, обязанности, проблема взаимоотношений.
30.Закон РФ «О СМИ»: права и обязанности журналиста. Статус журналиста.
31. Понятие об авторском праве. Объекты, защищаемые АП в сфере журналистики, авторы и соавторы. Сроки охраны АП. Личные неимущественные права.
32.Авторские имущественные права журналиста. Использовании произведений журналиста без согласования с автором и без выплаты вознаграждения. Виды нарушений и формы защиты АП.
33.Федеральный Закон «О рекламе»(2006). Понятия, общие требования к рекламным материалам. Запрещенные виды рекламы (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая).
34.Закон «О рекламе». Реклама отдельных видов товаров. Защита несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Реклама в СМИ. Ответственность журналистов, их права и обязанности при ведении рекламной деятельности.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) Основная литература: Вопросы для студентов заочного отделения журналистики
- Программа учебной дисциплины Основы теории журналистики
- 030600 - Журналистика
- 1.Цели освоения учебной дисциплины
- 2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Тема 1. Вводная лекция.
- Тема 2.Журналистика как социальное явление. Технические и социально-экономические предпосылки возникновения журналистики и ее развития.
- Тема 3.Сущность и особенности журналистской информации.
- Тема 4.Сми как система, перспективы ее развития.
- Тема 5. Журналистика как социальный институт в нашей стране, ее взаимодействие с другими социальными институтами.
- Тема 6. Журналистика и общественное мнение. Проблема выражения и формирования ом средствами массового информирования.
- Тема 7. Проблема свободы журналистики.
- Тема 8.Основные профессиональные принципы журналистской деятельности. Профессиональная этика журналиста.
- Тема 9. Современное законодательство рф о сми. Закон рф «о средствах массовой информации».
- Тема 10.Авторские права журналиста.
- Тема 11. Рекламная деятельность сми и ее законодательное регулирование.
- 4. Структура и содержание учебной дисциплины
- 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- Особенности журналистской информации Литература
- Вопросы Основы журналистики Дневное 2010 г.
- Основы журналистики
- 1 Курс озо. 1 семестр .Зима – экзамен и зачет за контрольную работу (обзор 5 газет и 5 журналов).
- 2.Сущность и особенности журналистской информации. Информационная функция журналистики.
- 14.Действенность и эффективность журналистики.
- 15.Проблема свободы журналистики: социально-философский и правовой аспекты.
- Глава 4 Закона (полностью). Пресса на территории России: конфликты и правонарушения. 1996.М.,1997 (раздел «Юридический комментарий»).
- 26.Закон рф «о сми»: права и обязанности журналиста. Статус журналиста.
- 29.Федеральный Закон «о рекламе»(1995). Понятия, общие требования к рекламным материалам. Характериктика запрещенных видов рекламы (недобросовестная, недостоверная и т.Д.).
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины