logo search
ОТЖ (3)

13. Философский климат эпохи Просвещения и новая концепция прессы

На ранней фазе мы имеем дело с прессой, которая непосредственна «вытекала» из идеологии Просвещения и по своему социальному существу, по конечным устремлениям носила буржуазно-демократический характер. Заявившая о себе при феодализме, будучи оппозиционной к режиму власти, она имела заостренную антифео­дальную и антиклерикальную направленность, в творчестве самых решительных своих представителей выступала против монархичес­кой власти, за утверждение бессословного равенства и граждан­ских свобод. Свойства буржуазно-демокра­тической прессы определяли содержание и стиль изданий.

Эпоха просвещения внесла огромный вклад в распространение либерализма. Освободила человека от всех внешних ограничений. Он вправе и может сам решать рационально все социальные, политические и социальные проблемы.

Главная идея: Человеческий разум способен сам по себе и без сверхъестественного вмешательства понять систему мира.

Очень сильно философия повлияла на прессу Подчеркивалась роль человека и его способность рассуждать.

Карл Беккер. Демократическая доктрина свободы слова и печати.Человек желает знатиь правду и хочет ей руководствоваться. Единственный путь к правде в свободной конкуренции мнений. Каждый человек имеет право отстаивать свое мнение если он даст это право другим.

Джон Мильтон: Человек сам различает правду и ложь, добро и зло. Но для этого ему нужно дать доступ к информации. Милль: Если мы не дадим человеку высказаться, то не узнаем истину. ЛОшибочное мнение может содержать зерно истины. Общепринятое мнение надо оспаривать иначе оно теряет силу. Переход от авторитарной к либертианской теории занял несколько веков. Борьба за установление либеральных принципов в прессе разворачивалась вокруг 2х вопросов: Распространение клеветы и право прессы печатать заседание парламента. Закон о клевете 1792 года: только суд имеет право определить клевету. Это одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Франции, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для нее характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации оелигии за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо,

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма,

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

Вопрос о свободе прессы стал центральным в дискуссиях в эпоху Просвещения. Идеи Вольтера и Руссо, Локка и Дефо, Гете легли в основу буржуазных революций.

Идеи неограниченной свободы человеческого разума и духовного творчества. Приверженность идеалам гражданского общества. всеобщее равенство перед законом. Центральный вопрос о свободе печати. Защищали журналистику от церковного и светского вмешательства. Первый Закон о свободе печати в Щвеции в 1766. Декларация прав человека и гражданина во Франции в 1789г. Там говорится, что свобода мысли и убеждений – высшее право человека, и каждый может свободно писать, говорить, публиковать то, что хочет за исключением того, что установлено законом. Билль о правах в США 1791г свобода слова, вероисповедания и право свободно собираться и обращаться с петициями к правительствами

Просвещение рассматривало прессу как способ познания обществом самого себя. Эпиграф газеты Марата «Друг народа» - посвятим жизнь истине. Но в это же время журналистский труд стал платным. Ломоносов говорил, что цель пишуших это не зарабатывание денег, а розыскание истины.

Идея социальной ответственности прессы. Мильтон, поэт и памфлетист, защитник республиканских завоеваний в Англии, считал, что свобода не может быть безграничной, потому что ею могут воспользоваться лгуны и клеветники. Публицист ответственен перед народом, которому принадлежит власть в государстве. В этой ответственности и есть демократичность концепции печати.