Билет №3. Авторитарная теория прессы
Авторитарная система журналистики
-
Оформилась в XVI – XVII веках, широко практикуется во многих странах и в настоящее время;
-
Возникла из философии абсолютной власти монарха (его правительства), находящегося у власти;
-
главная цель – поддерживать и проводить политику правительства и служить государству;
-
печать имеют право использовать те, кто получил патент, лицензию или другое подобное разрешение;
-
печать контролируется посредством правительственных патентов, лицензий, а также цензуры;
-
запрещена в печати критика политического управления и лиц, находящихся у власти;
-
печать находится в руках частных лиц и гос-ва;
-
отличие от других концепций: печать – инструмент осуществления правительственной политики.
Являясь старейшей, авторитарная журналистика включает в себя такие типы систем, как феодально-монархическая и религиозно-клерикальная.
Феодально-монархическая печать стала складываться сразу после возникновения первых газет. Она основывалась на идее, что монарх как помазанник божий является духовным пастырем своего народа и все его действия направлены во благо народа. Поэтому любое осуждение или критика в адрес правительства, его политики, официальной религии и идеологии считались противоправными. Система печати строилась путем учреждения официальных правительственных органов по контролю над прессой, выдачи патентов, лицензий, различных льгот журналистам, пропагандирующим политику правительства. Предусматривалась и система наказаний: прекращение или приостановка изданий, экономические санкции (запрет розничной продажи, публикации объявлений и рекламы), судебные и административные меры пресечения.
-
Первые правительственные официозы появились во Франции. В 1611 году Жан Ришар получил королевский патент и начал выпускать политический и литературный ежегодник «Французский Меркурий». А 20 лет спустя кардинал Ришелье инициировал создание нового еженедельного издания La Gazette, которое юридически принадлежало Т. Ренодо, ставленнику кардинала. Таким образом, La Gazette стала первым правительственным официозом в Европе, полностью контролируемым королевской властью (выходило до 1944 года).
-
В Англии при династии Тюдоров королевские патенты на издательскую монополию выдавались исключительно благонадежным людям. Стюарты ввели жесткую цензуру. Карл I, например, за нарушение цензурных запретов наказывал виновных издателей розгами, подвергал увечьям и даже смертной казни. А Карл II (эпоха Реставрации) ввел в 1662 году «Акт о печати», запрещавший обсуждение в прессе любых политических новостей.
-
Авторитарная концепция особенно ярко проявила себя в эпоху Наполеона. Французская революция в лице Законодательного собрания в 1791 году провозгласила свободу печати. В результате во Франции возникло около тысячи газет и журналов. Придя к власти, Бонапарт оставил в Париже лишь 4 газеты. Было запрещено обсуждать в прессе политические вопросы. Наполеон подчинил всю прессу империи своим интересам.
-
В России феодально-монархический тип печати просуществовал до 1905 года. В отличие от Западной Европы, в России печать долго насаждалась монаршей волей (петровские «Ведомости», «Всякая всячина», «Смесь», «Трутень», «Адская почта»).
-
Не имея политической прессы, кроме официальной и официозной, российская журналистика вплоть до 1860-х годов оставалась литературно ориентированной. И только в период реформ Александра II пресса получила право обсуждать вопросы внешней и внутренней политики государства. Пределы «дозволенного» регулировались уставом о цензуре и печати 1865 года, который предусматривал:
-
выдачу свидетельств на право издания газет и журналов,
-
ограничения программ изданий,
-
тотальный контроль над содержанием изданий (предварительная и последующая цензура).
Все это является характерным именно для феодально-монархического типа журналистики. Однако надо помнить, что ни одна система не представляет собой однородного единства. Так, в недрах российской феодально-монархической системы журналистики существовали различные направления: охранительно-консервативное, либерально-монархическое, либерально-республиканское, радикально-демократическое. Борьба этих течений в журналистике была отражением социальной борьбы, которая постепенно разрушала феодально-монархический строй, видоизменяла систему журналистики.
Религиозно-клерикальный тип журналистики возник в недрах феодального строя и выступал в качестве носителя господствующей идеологии, основой которой являлось религиозное мировоззрение. Национальные системы журналистики Западной Европы испытывали давление и влияние теологических принципов и авторитарных традиций римской католической церкви. Опираясь на догмат о своем божественном происхождении, церковная власть (папа римский) пыталась оградить свое вероучение от любых чуждых влияний. С этих позиций религиозные деятели претендовали на прямое участие в управлении мирскими делами. Первые цензурные запреты для печати были введены именно церковью.
В Испании еще в 1502 году был принят закон, согласно которому все печатные издания должны были проходить предварительную цензуру через государственные и церковные структуры. Реакцией католической церкви на движение Реформации стало издание в Риме в 1559 году «Индекса запрещенных книг», распространенного Ватиканом и вводящего цензуру на издания в государствах католической религии. По «Индексу» преследовались не только писатели и издатели, но и все, кто читал или хранил запрещенные книги.
Цензурная инквизиция не останавливалась даже перед применением к запретным издания высшей меры наказания – интердикта.
Однако сама католическая пресса стала развиваться довольно поздно (Ватикан, «Римский обозреватель, 1861 год). Ватикан насаждал свой тип клерикальных изданий в других странах (особенно в Германии). Ныне Ватикан остается абсолютистским государством с теократической монархией.
Религиозно-клерикальная журналистика распространена в мусульманских странах. Там запрету подвергаются все светские СМИ, противоречащие догматам шариата. Населению запрещается пользоваться домашними телевизорами, видеомагнитофонами, работать со съемочной техникой, сотовой связью, давать интервью журналистам. Мулла – единственный распространитель и комментатор знаний.
В России до 1917 года пресса православной церкви, наряду с правительственной, имела официальный статус и строилась по подобию государственной. В Петербурге, например, выходили «Правительственный вестник» и «Церковный вестник», которые сообща пропагандировали идеи самодержавия, православия, народности.
Авторитарная система журналистики исторически не изжила себя, она продолжает существовать в странах с диктаторским режимом правления, теократических государствах. Принципы авторитарной системы получили особое распространение в области контроля, регламентации и использования СМК. И хотя большинство демократических стран отказались от самих теорий, практика авторитарных государств оказала определенное влияние на практику демократии. Самым ярким примером проявления тоталитаризма по отношению к журналистике является фашизм.
Фашистский тип системы журналистики нашел теоретическую основу в идее расового превосходства и в особом понимании функций прессы в государстве, декларируемых вождями фашизма.
Германские фашисты пришли к власти легитимным путем и унаследовали довольно развитую систему журналистики. Они пытались не только поставить ее под свой контроль путем назначения членов партии на ключевые посты, но и превратить прессу в инструмент государственной политики и пропаганды.
Таким образом, фашистский режим сознательно исключал понятие свободного и независимого общественного мнения, противопоставляя ему лозунг: «идеи, пропаганда и власть».
Фашистская тоталитарная система журналистики в основной своей части схожа с авторитарными историческими системами, а в идеях идеологической пропаганды, попытках использования прессы как инструмента для построения национал-социализма – с советской социалистической системой массовой коммуникации. Хотя цели и пути их достижения и в том, и в другом случае различны.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми