logo search
Ответы ГОС 2013

68. Критическая традиция анализа массмедиа

Критическая традиция - это версия неомарксизма. Она относится не только ко Франкфуртской школе, но и ко всей неомарксистской философии и социологии. Представители критической традиции рассматривают общество как источник социального отчуждения, арену социальных конфликтов и классовой борьбы, а идеологию – как «ложное сознание» (или «воображаемое» отношение к действительности). К представителям критической традиции относятся А.Грамши (концепция гегемонии), Нэйл Постман (критика тенденций современного телевидения), члены Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т.Адорно). К недостаткам критической теории относят сосредоточение внимания авторов на процессе производства и распространения материалов масс.коммуникации, не затрагивая вопросы их восприятия.

Теория гегемонии медиа (термин, предложен­ный Антонио Грамши) интересуется самой идеологией, формами ее выражения и механизмами выживания и процветания при явном согласии ее жертв (в основ­ном рабочего класса) на то, чтобы она вторгалась в их сознание и формировала его. Гегемония и идеология являются взаимосвязанными и не тождественными феноменами. Гегемония в категориальном плане шире идеологии. Формы реализации гегемонии могут быть различными. Идеология непосредственно относится к области борьбы за власть, причем в более или менее явном виде. Поэтому идеология является неотъемлемой составляющей механизма осуществления гегемонии. Правящий класс обеспечивает гегемонию, используя не только идеологические, но и экономические, политические или культурные средства, на уровне подсознания людей через институты общества (СМИ, школа, церковь). Грамши не разделял интерпретации идеологии как ложного сознания и выступал против экономического редукционизма, присущего марксизму. В его центральной работе "Тюремные тетради" об идеологии говорилось в следующих аспектах. Во-первых, выделяются "исторически органичные" идеологии. Их понимают как системы представлений, адекватных для тех или иных исторических периодов и конкретных политических движений. Во-вторых, об идеологии говорится в смысле мировоззрения, которое в неявном виде содержится в искусстве, праве, экономической активности, и в целом во всех видах индивидуальной и групповой деятельности. Мировоззрение при этом выполняет функцию своеобразного социального "цемента". Грамши видит в системе идей отражение практики, социального опыта людей. Важно подчеркнуть такие характеристики гегемонии как активность и динамику. По Грамши, мировоззрение доминируемых групп содержит в той или иной степени две конфликтующие друг с другом составляющие. Одна из них связана с видением мира господствующих классов, другая — формируется из непосредственной жизни и практики доминируемых. Поэтому обеспечение власти посредством согласия предполагает постоянную борьбу с тенденциями контр-гегемонии.

Теория гегемонии МК - система положений, раскрывающих господствующую роль МК в обществе бла­годаря их массовости и возможности воздействия на людей как в прямой, так и в

еловеческие устремления могут способствовать социальным изменениям, опосредованной, латентной форме. Основой для разработки данной теории явилось положение критической теории о СМИ как мощном механиз­ме, способном организовать изменения в обществе. Это, в свою очередь, требует разработки и внедрения корпоративной инф. этики, не допускающей монополизма в информационном бизнесе.

Франкфуртская школа, сложившаяся в 1930-е годы. Макс Хоркхаймер и авторы мно­гочисленных теорий Теодор Адорно и Герберт Маркузе. Их интересовал очевидный провал предсказанных Марксом ре­волюционных изменений в обществе и, пытаясь объяснить эту не­удачу, они занялись анализом того, как надстройка, особенно в форме масс-медиа, может влиять на исторические процессы. Монополистический капитал мог добиться этого только с по­мощью универсальной, коммерциализированной массовой куль­туры. Вся система массового производства товаров, услуг и идей в большей или меньшей степени способствовала распространению системы капитализма вместе с ее приверженностью техническому рационализму, консьюмеризму, краткосрочному удовлетворению и мифу «бесклассовости». Товар является главным идеологическим инструментом этого процесса. Франкфуртская школа утверждала, что и человек, и класс зависят от общепринятых дефиниций, об­разов и терминов. Маркузе назвал «одномерным» общество, со­зданное с помощью «индустрии культуры». Культурная продукция становится товаром, разработанным для получения прибыли. При этом искусство теряет свою функцию. Черты массовой культуры: стандартизация, массовость, стереотипность. М. показывал разрушительное воздей­ствие медиа на личность посредством распространения стереоти­пов массовой культуры, которые ведут к унификации индивиду­альных особенностей. По его мнению, качество воспроизведения образцов высокой культуры средствами массовой информации настолько низко, что убивает в людях желание наслаждаться под­линниками. К примеру, грамзаписи, передаваемые по радио, не способны адекватно воспроизводить звучание «живого» симфони­ческого оркестра, и репродукции шедевров искусства в популяр­ных журналах или публикации литературных произведений миро­вой классики в сжатой, сериальной форме просто вредны. Массовое производство культурных форм также сопряжено с автомизацией общества, когда ослабляются межличностные кон­такты, утрачиваются чувства социальной и моральной солидарно­сти. Как утверждалось, стереотипные формы культуры даже могут изменить психологический тип личности. Мифы для усыпления масс: через тернии к звездам – миф о золушке, миф о фортуне.

Критика «индустрии культуры» продолжилась в работах Нэйла Постмана – американский культуролог. В «Развлекая себя до смерти» автор высказывает тезис о том, что тип коммуникации влияет на мышление. В книге он сравнивает два произведения: «1984» Дж. Оруэлла и «О, дивный, новый мир» О.Хаксли. По версии Оруэлла, угроза свободе информации исходит, прежде всего, от государства (Постман его опровергает, типа это было характерно для печатной эпохи). Хаксли показал вымышленное общество, члены которого находились под воздействием препарата, который удерживал людей в удовлетворенном состоянии (цель приема – получение удовольствия и его удержание). Постман возлагает эту функцию на телевидение. По Постману, содержание излагаемых идей, должно соответствовать потребностям «визуального интереса» (т.е. на первое место выдвигается картинка, а не идея). Все ТВ-трансляции – это шоу-бизнес, ибо нет границы между реальностью и шоу-бизнесом. Постман выделяет отрицательные черты ТВ (в отличие от печати): фрагментарность (вместо логии, наличие причинно-следственных связей), несерьезность (вместо способности к абстрагированию, отстраненности), клиповость (вместо возможности повторного осмысления изложенной идеи). ТВ – мягкий улыбающийся враг. Фраза “А теперь... о другом”: то, что было только что слышано или просмотрено не имеет отноше­ние к тому, что слушают или смотрят в настоящий момент. Посредством этой фразы признается, что мир нарисован­ный высокоскоростными электронными медиа не имеет порядка или смысла. Соответственно, этот мир не должен рассматриваться всерьез. Тем самым диктор указывает на то, что вам не следует так долго задерживаться на безрадостных вещах, и что пора обратить ваше внимание на следующий фрагмент новостей или рекламы. Можно сказать, что новости становятся чистым развлечением. Некоторые дикторы постоянно проявляют непонятный энтузиазм в ходе сообщений о землетрясениях, массовых убийствах и других событиях подобного рода. Зрители придут в замешательство, обнаружив озабоченность ведущего. Дело в том, что через очень короткое время последует ряд рекламных роликов, которые мгновенно привнесут спокойствие и нейтрализуют влияние новостей, трансформировав их в банальность. Этот ключевой элемент в структуре программ новостей уже сам по себе отрицает аргу­мент о том, что телевизионные новости разрабатываются как серьезная форма общественного дискурса. Телевидение стало определять и то, как необходимо воспринимать эти новости. Представляя нам новости, упакованные как водевиль, телевидение, тем самым, принуждает другие средства массовой комму­никации поступать подобным образом. Таким образом, общее инфор­мационное окружение становится зеркалом телевидения. Выход из ситуации Постман видит в организации передач, объясняющих суть ТВ и как правильно его смотреть.

Не существует формальных неомарксистских организаций, люди редко называют себя неомарксистами. Также не существует чётких рамок неомарксизма. Считается, что большинство направлений неомарксизма отказываются от идеи вооружённых революций в пользу более мирного развития событий — отойти от идеи насилия при сохранении идеи революции как таковой.