logo search
Билеты ВСЕ

Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.

Журналистика – литература на скорую руку.

Худ-пуб жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность выражается в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования. Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Х-П жанры: очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет, политический портрет.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Жур. очерк отличается от лит. достоверностью и адресностью. В Жур-ке очерк - самый объемный жанр, тогда как в лит-ре - самый небольшой.

Очерки: описательные (путевые, событийные) и сюжетные (портретные, проблемные)

Описательные очерки - линейность повествования, подчиненность хронологии, а сюжетные - постановка проблемы, требующей решения, сложность отображения жизненных коллизий.

Повествование в очерке может вестись от 1, 3 или мн. лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события; м.б. наблюдателем - главным "оценщиком".

Зарисовка - небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок: пейзажная, ассоциативная, портретная.

В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных Пескова

Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высок. эмоц. накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе: политические, экономические, литературные, публицистические. и др.

В эссе, как правило, отсутствует сюжет; своеобразный свободный "поток информации". Темы: злободневность и актуальность. Совр. эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

Фельетон – острая злободневная критика. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка. Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. «Фельетонный» факт чаще всего содержит в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. Неологизмы, каламбуры, сравнения, метафоры, фраз-мы

Памфлет – публ. произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Злая сатира.

Х-П жанры в современности отошли на задний план, уступив место инф. и аналитич.. Очерк в чист. виде уже не встречается. Происх. смешение жанров.

Понятие “метод” (с греч. - исследование) - комплекс действий, направленных на решение определенных задач. Стадии творческого процесса: получение сведений - осмысление - создание текста.

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа, эксперимент.

Методы предъявления фактической информации: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения образов: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.