Журналистика как социальный институт
Социальный институт – общественная структура, выполняющая в обществе функции управления или самоуправления. Это социальное образование возникло естественным путем в результате естественного социального развития. Имеет четкие организационно-правовые формы, закрепленные законом.
признаки:1) наличие цели своей деятельности,2) конкретные функции, обеспечивающие достижение этой цели,3) набор социальных позиций и ролей, действующих в рамках данного института.Главной и основной целью всех социальных институтов в обществе является сохранение и поддержание стабильности социальной системы. Наряду с главной целью всех социальных институтов у каждого из них существуют и другие, побочные цели, связанные с необходимостью удовлетворять потребности тех или иных социальных слоев. Функция и цель журналистики – информировать.Журналистика формировалась как социальная структура. СМИ – социальный институт, т.к. они участвуют в процессе социального управления через распространение определенной информации в массовые аудитории.Особенность журналистики заключается в том, что это один из самых «неспокойных» социальных институтов. Объявив себя «четвертой властью», журналистика постоянно вступает в конфликт с главным политическим институтом – государством. Некоторые исследователи говорят о том, что журналистика сейчас перестает нести достоверную информацию, создает искаженную картину мира, драматизируя малозначимые события и замалчивая важные, что она часто выступает средством не объединения, а разъединения людей. Это может привести к трансформации этого социального института. Каким образом это произойдет, трудно сказать. Конечно, такой важный политический институт не исчезнет совсем. Но уже сейчас становится очевидным, что функцию социализации в большой степени берут на себя институты образования и религии. Журналистике, особенно электронной, все больше отводится роль распространителя, а иногда и просто транслятора массовой культуры.
-
Содержание
- Вопросы к экзамену по курсу «Основы теории журналистики»
- Массовая информация. Качества массовой информации.
- Семантический аспект массовой информации
- Условия прагматической адекватности.
- Исторические типы журналистики.
- Журналистика как социальный институт
- Журналистика в тоталитарном и демократическом обществах
- Сущность и механизм информационного управления
- Социальная ответственность сми и журналиста
- Результативность журналистики
- Информационная и коммуникативная функции журналистики.
- Культурно-просветительская, рекреативная и рекламно-справочная функции журналистики
- Непосредственно-организаторская функция журналистики.
- Проблема принципиальности современной журналистики. Конформизм, нонконформизм, догматизм, беспринципность.
- Свобода журналистского творчества как фактор свободы сми
- Информационная политика и формы ее реализации.
- Творческие факторы эффективности сми
- Виды творческой деятельности в журналистике. Специфика и сложности журналистского творчества.
- 3. Авторская – (от лат. Создатель)
- Важнейшие гражданские и профессиональные качества журналиста
- Проблемы взаимодействия сми в современных условиях.
- Типологическое разнообразие изданий как результат дифференциации.
- Современная российская журналистика как журналистика переходного периода.
- Теория социальной ответственности прессы